Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности»

Галыгина Алена
Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей детей группы раннего возраста

«Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка»

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

Задачи:

- Научить родителей видеть в своих детях положительные черты личности;

- Формировать представление о роли семьи в воспитании детей;

- Ознакомить родителей с особенностями разных стилей воспитания;

- Помочь определиться с наиболее эффективным стилем воспитания;

- Показать важность придерживания единого стиля воспитания в семье.

Материалы: желтый круг и лучи с разными чертами характера, чистые лучи, фломастеры, карточки с краткими описаниями стилей, резиновое кольцо с веревками, мяч

Программно-методическое обеспечение: Цветкова С. Л. Умные игры для родителей. Тренинговые игры и упражнения для родительских собраний. – Амга, 2018.

Воспитание не может быть хаотичным и бессистемным. Научно доказано, что характер - результат семейного воспитания и формируется уже к третьему году жизни ребенка, что выражается в кризисе 3 лет. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личности ребенка. Следовательно, необходимо как можно раньше начинать проводить беседы с родителями об эффективных методах воспитания.

Технологическая карта семинара-практикума для родителей детей группы раннего возраста

1. Вступление

Встреча проходит в группе. Участники рассаживаются за прямоугольными столами, выставленными в общий квадрат. Таким образом, все участники видят друг друга и могут общаться на равных.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и пришли на встречу. Сегодня мы поговорим о воспитании детей: узнаем какие стили воспитания существуют, и определим, какой из этих стилей наиболее результативный.

2. Основная часть

Давайте познакомимся друг с другом и вашими детьми. Перед вами лежат листочки в виде солнечных лучиков. Выберете тот лучик, на котором написано качество, характеризующее вашего ребенка. Если нужного варианта нет, напишите его на чистом лучике.

Итак, готовы? Сейчас по очереди будем называть свое имя, имя своего ребенка и выбранное вами качество.

Выкладываем в середине стола солнышко с заполненными лучами.

Как видите, у нас получилось замечательное солнышко – образ идеального ребенка.

2.1 Этап постановки проблемы.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли любящими, добрыми, заботливыми, уважающими старших, настойчивыми, справедливыми, целеустремленными.

Но во многом это зависит от семьи.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

В каждой семье свой своеобразный стиль общения.

2.2 Этап ознакомления с материалом.

Сегодня мы рассмотрим различные типы семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.

1. Авторитарный стиль.

Родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. Доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями.

2. Демократичный стиль воспитания.

Родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка.

3. Либеральный стиль воспитания.

Ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем.

4. Гиперопека.

Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти, решают за него все проблемы.

Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него.

2.3 Практикум родителей по решению проблемы.

Давайте попробуем продемонстрировать каждый из представленных стилей воспитания на практике. Разделитесь на 4 группы. Каждая группа получит карточку, где написан один из стилей. Вам будет предложено несколько проблемных ситуаций, разрешить которые вы должны с помощью указанного в карточке стиля, не называя его.

1 ситуация. Вы спешите на работу. Будите ребенка, а он ревет и отказывается идти в садик. Ваши действия.

А теперь попробуем определить, какой стиль воспитания был у каждой группы.

Группы меняются карточками.

2 ситуация. Вы весь день убирали квартиру. Пока готовили ужин, ребенок раскидал все свои игрушки и отказывается их собирать. Ваши действия.

Группы меняются карточками.

3 ситуация. Ребенок, сидя в автобусе, пинает ногой незнакомую женщину. Она начинает возмущаться. Ваши действия.

Какой стиль воспитания кажется вам наиболее эффективным?

Итак, какие же личности выходят из семей с разными стилями воспитания.

1. 1. Авторитарный стиль порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

2. Демократический стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию.

3. Дети в либеральных семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

4. При гиперопеке ребенок вырастает беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым, зависимым от чужого влияния. В последствии у него возникают трудности в социализации.

Как мы видим, действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, проявляется доверие и уважение.

Также большую роль в процессе воспитания играет согласованность родительских взглядов. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении.

Наглядно увидеть, как чувствует себя ребенок в такой семье, поможет упражнение «Мяч в кольце».

(На полу посередине группы расположено резиновое кольцо небольших размеров. К нему привязано несколько веревочек длиной 1 метр. На кольце лежит мяч. Приглашаются родители по количеству веревочек).

Ваша задача приподнять кольцо с мячом над полом, держась только одной рукой за конец веревки.

Как мы видим справиться с заданием возможно только при условии, если все будут действовать в одном темпе, на одном уровне, подстраиваясь под всех, не перетягивая инициативу на себя.

Вот так и в семье необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.

3. Подведение итогов, рефлексия.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорили, какими хотим видеть наших детей и как этого достичь.

Что полезного почерпнули вы для себя сегодня?

Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Всем спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогических работников «Волонтёрство — средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Цель: повысить уровень компетентности педагогических работников в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников через волонтерскую.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности»
Опубликовано: 29 января 2025 в 22:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности»» (включая файлы) размещена пользователем Галыгина Алена (УИ 3527060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД