Папки-передвижки

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению

яна павлова
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению

В методе дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, А. В. Петровский, отмечают: путь, выработанный человечеством на этапе исторического развития, – включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Следовательно, речь идет о приобщении к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру [25].

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» размещена в разделах

Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература. В работах А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребенка. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта народа. Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник [13].

Не случайно, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года выделены области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», содержание которых должно быть «направлено на развитие воображения и творческой активности детей; знакомство с книжной культурой, детской литературой; развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания на слух произведений искусства, в том числе словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой активности детей». А одним из видов детской деятельности является восприятие художественной литературы и фольклора [32].

Работа с книгой включена в содержание всех общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторами программ определены цели, задачи, содержание работы в области начального литературного образования дошкольников, представлен круг произведений для детского чтения.

Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты в трудах З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и др.

Вопрос изучения формирования читательского интереса у детей 4-5 лет остается актуальным и требует дальнейшего углубленного изучения, так как перед специалистами сегодня стоит задача преодолеть прагматический подход к чтению художественной литературы дошкольников. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека [22].

Приобщить детей дошкольного возраста к чтению – сложный и интересный путь, от воспитателя требуется понимание сути читательской деятельности ребенка, нахождения путей успешного развития читателя.

Возраст детей 4-6 лет период активного интеллектуального развития ребенка основными компонентами литературного образования, по мнению таких педагогов как О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, Л. М. Гурович, З. Я Гриценко и др., выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Дети возраста возраста 4 –5 лет не могут сами приобщиться к чтению книг.

В этом вопросе осведомленным человеком в чтении детской литературы должен быть воспитатель дошкольного учреждения.

Воспитатель реализует задачу и прививает любовь к книге, к ее прочтению и понимания его содержания, бережного отношения. А так же является пропагандистом книги и ее содержания.

Во время прочтения художественного произведения педагог должен реагировать на изменения отношения детей к книге. Наблюдать за реакцией детей на художественный текст, восприятие детей на прочитанное.

При формировании читательского интереса важным значением отводиться правильно сформированному кругу чтению, он должен базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях родителей и воспитателя.

Изучив современную российскую программу, а так же научно-методическую литературу мы можем выделить следующие показатели уровня читательского интереса в возрасте 5-7 лет.

Круг чтения ребенка расширяется. Многообразие жанра и тематика характеризуют ребенка дошкольного возраста.

2) Читает самостоятельно, но быстро устает и меняет круг деятельности.

3) В памяти удерживает содержание прочитанного, умеет сравнивать.

4) Вырабатывается стремления оценить происходящему в книге, поступок героя.

Интересуется человеческими взаимоотношениями как в реальной жизни, так и в книге; проявляет интерес к истории семьи, страны («Что было, когда меня не было?»).

5) Интерес к книгам и к чтению книги у ребенка становится устойчивым.

6) Ребенок может четко высказать просьбу о том, что хотелось бы ему прочитать: читательские пристрастия и предпочтения к книге сформировываются.

7) Создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, в памяти удерживает основной сюжет и разнообразит его.

8) Знает наизусть стихотворения, введенные в программу дошкольного учреждения [5].

Данная характеристика служит доказательством того, что любознательность, выраженная такими характерными для дошкольного возраста (3-7лет) психологическими особенностями как:

- высокая эмоциональность ребенка в этот период развития.

наблюдательность.

подражательность.

стремление выразить свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности,

внимание к любой информация о предметном мире.

Большое значение имеет все вышеперечисленное, для развития у детей дошкольного периода эмоционального и интеллектуального компонентов интереса к чтению.

Однако, категория «интерес» в дошкольной педагогике и психологии обозначают, преимущественно, в методе воспитания интересов познания, в то время как интерес к чтению, использование развивающих возможностей литературы правильнее трактовать как педагогически направленный процесс приобщения детей к литературе, цель интереса к чтению является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко воспринимать и понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности [8].

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждён в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребёнку, – это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания ребенка. Воспитатель в работе с книгой должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности.

Формируя культуру личности и читательского интереса у детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

1. Организацию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с поставленной задачей.

2. Организацию образовательной деятельности, способствующей формированию интереса к чтению.

3. Совместная работа педагогов и родителей.

Важнейшим условием формирования читательского интереса дошкольников является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада [14].

Центральное место в ней занимает уголок книги. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Ребенок в этом центре должен иметь возможность самостоятельно, выбрать книгу по своему усмотрению и спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, вернуться к эпизодам которые его затронули.

Определенные требования к расположению уголка книги которые необходимо учитывать:

1. Уголок книги должен быть расположен вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от общения с книгой.

2. Важно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. К оформлению уголка книги допускает разные варианты: полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья, диванчик или кресла. Главное задача, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Подбор литературы для книжного уголка должен соответствовать особенностям и потребностям детей, каждый ребенок должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Вместе с художественной литературой в уголке книги должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников, словари, книги по истории и культуре русского и других народов.

Оптимальным будет следующее наполнение книжного уголка:

2-3 сказочных произведения, чтобы привлечь постоянный интерес к сказкам;

стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Страны, с ее жизнью сегодня для становления гражданской позиции личности ребенка;

книги о жизни природы, о животных и растениях;

произведения, с которыми в данное время детей знакомят;

книги с юмористическими картинками;

кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Так же в книжных уголках следует разместить магнитофон, аудиокассеты и CD с записью литературных произведений по программе, диафильмы.

Срок пребывания книги в книжном уголке в среднем составляет 2 – 2,5 недели. Книги которые любят дети могут оставаться в книжном уголке длительное время.

При организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой главное значение является выбор программы, по которой ведется работа.

Таким образом, детство дошкольного периода– первая и основная ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, именно в этот период формируется интерес и потребность в чтении, происходит закладывания основ полноценного понимания и восприятия и художественной литературы.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» Все реже можно увидеть детей дошкольного возраста с книгой в руках. Ребята предпочитают игры и просмотр мультипликационных фильмов в сети.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 09:00
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» (включая файлы) размещена пользователем яна павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД