яна павлова
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
В методе дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, А. В. Петровский, отмечают: путь, выработанный человечеством на этапе исторического развития, – включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Следовательно, речь идет о приобщении к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру [25].
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» размещена в разделах
Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература. В работах А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребенка. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта народа. Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник [13].
Не случайно, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года выделены области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», содержание которых должно быть «направлено на развитие воображения и творческой активности детей; знакомство с книжной культурой, детской литературой; развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания на слух произведений искусства, в том числе словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой активности детей». А одним из видов детской деятельности является восприятие художественной литературы и фольклора [32].
Работа с книгой включена в содержание всех общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторами программ определены цели, задачи, содержание работы в области начального литературного образования дошкольников, представлен круг произведений для детского чтения.
Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты в трудах З. А. Гриценко, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш и др.
Вопрос изучения формирования читательского интереса у детей 4-5 лет остается актуальным и требует дальнейшего углубленного изучения, так как перед специалистами сегодня стоит задача преодолеть прагматический подход к чтению художественной литературы дошкольников. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека [22].
Приобщить детей дошкольного возраста к чтению – сложный и интересный путь, от воспитателя требуется понимание сути читательской деятельности ребенка, нахождения путей успешного развития читателя.
Возраст детей 4-6 лет период активного интеллектуального развития ребенка основными компонентами литературного образования, по мнению таких педагогов как О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, Л. М. Гурович, З. Я Гриценко и др., выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.
Дети возраста возраста 4 –5 лет не могут сами приобщиться к чтению книг.
В этом вопросе осведомленным человеком в чтении детской литературы должен быть воспитатель дошкольного учреждения.
Воспитатель реализует задачу и прививает любовь к книге, к ее прочтению и понимания его содержания, бережного отношения. А так же является пропагандистом книги и ее содержания.
Во время прочтения художественного произведения педагог должен реагировать на изменения отношения детей к книге. Наблюдать за реакцией детей на художественный текст, восприятие детей на прочитанное.
При формировании читательского интереса важным значением отводиться правильно сформированному кругу чтению, он должен базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях родителей и воспитателя.
Изучив современную российскую программу, а так же научно-методическую литературу мы можем выделить следующие показатели уровня читательского интереса в возрасте 5-7 лет.
Круг чтения ребенка расширяется. Многообразие жанра и тематика характеризуют ребенка дошкольного возраста.
2) Читает самостоятельно, но быстро устает и меняет круг деятельности.
3) В памяти удерживает содержание прочитанного, умеет сравнивать.
4) Вырабатывается стремления оценить происходящему в книге, поступок героя.
Интересуется человеческими взаимоотношениями как в реальной жизни, так и в книге; проявляет интерес к истории семьи, страны («Что было, когда меня не было?»).
5) Интерес к книгам и к чтению книги у ребенка становится устойчивым.
6) Ребенок может четко высказать просьбу о том, что хотелось бы ему прочитать: читательские пристрастия и предпочтения к книге сформировываются.
7) Создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, в памяти удерживает основной сюжет и разнообразит его.
8) Знает наизусть стихотворения, введенные в программу дошкольного учреждения [5].
Данная характеристика служит доказательством того, что любознательность, выраженная такими характерными для дошкольного возраста (3-7лет) психологическими особенностями как:
- высокая эмоциональность ребенка в этот период развития.
наблюдательность.
подражательность.
стремление выразить свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности,
внимание к любой информация о предметном мире.
Большое значение имеет все вышеперечисленное, для развития у детей дошкольного периода эмоционального и интеллектуального компонентов интереса к чтению.
Однако, категория «интерес» в дошкольной педагогике и психологии обозначают, преимущественно, в методе воспитания интересов познания, в то время как интерес к чтению, использование развивающих возможностей литературы правильнее трактовать как педагогически направленный процесс приобщения детей к литературе, цель интереса к чтению является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко воспринимать и понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности [8].
Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждён в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребёнку, – это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания ребенка. Воспитатель в работе с книгой должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности.
Формируя культуру личности и читательского интереса у детей дошкольного возраста необходимо учитывать:
1. Организацию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с поставленной задачей.
2. Организацию образовательной деятельности, способствующей формированию интереса к чтению.
3. Совместная работа педагогов и родителей.
Важнейшим условием формирования читательского интереса дошкольников является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада [14].
Центральное место в ней занимает уголок книги. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Ребенок в этом центре должен иметь возможность самостоятельно, выбрать книгу по своему усмотрению и спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, вернуться к эпизодам которые его затронули.
Определенные требования к расположению уголка книги которые необходимо учитывать:
1. Уголок книги должен быть расположен вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от общения с книгой.
2. Важно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.
3. К оформлению уголка книги допускает разные варианты: полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья, диванчик или кресла. Главное задача, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Подбор литературы для книжного уголка должен соответствовать особенностям и потребностям детей, каждый ребенок должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.
Вместе с художественной литературой в уголке книги должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников, словари, книги по истории и культуре русского и других народов.
Оптимальным будет следующее наполнение книжного уголка:
2-3 сказочных произведения, чтобы привлечь постоянный интерес к сказкам;
стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Страны, с ее жизнью сегодня для становления гражданской позиции личности ребенка;
книги о жизни природы, о животных и растениях;
произведения, с которыми в данное время детей знакомят;
книги с юмористическими картинками;
кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Так же в книжных уголках следует разместить магнитофон, аудиокассеты и CD с записью литературных произведений по программе, диафильмы.
Срок пребывания книги в книжном уголке в среднем составляет 2 – 2,5 недели. Книги которые любят дети могут оставаться в книжном уголке длительное время.
При организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой главное значение является выбор программы, по которой ведется работа.
Таким образом, детство дошкольного периода– первая и основная ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, именно в этот период формируется интерес и потребность в чтении, происходит закладывания основ полноценного понимания и восприятия и художественной литературы.