Людмила Тюрина
Применение здоровьесберегающих технологий в кружковой работе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 17»
Применение
здоровьесберегающих технологий
в работе руководителя
воспитателя Тюриной Л. К.
г. Новомосковск
2015 год.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в кружковой работе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В своей работе в рамках кружка по бисероплетению «Бусинка» я использую следующие здоровьесберегающие технологии :
- физкультурно-оздоровительную и
-технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
1. Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я провожу физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся мной по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Кроме того, перед работой с бисером, пайетками и другим мелким материалом, я провожу пальчиковую гимнастику. Ее задачи – усилить кровообращение в кистях рук, повысить тонус тонкой мускулатуры, сделать пальцы более подвижными, ловкими. При выполнении пальчиковой гимнастики происходит настрой на занятие, усиливается мотивация, дети невольно становятся более сосредоточенными.
Еще одним видом физкультурно-оздоровительной работы на занятиях кружка является гимнастика для глаз. Поскольку работа с бисером и тонкой проволокой требует напряжения глаз, необходимо для предотвращения их утомления применять упражнения, способствующие их расслаблению. Такие упражнения я провожу ближе к концу занятия, уже после физкультминутки и следующей за ней практической работой. Это связано с тем, что во время динамической паузы дети успевают отдохнуть, но до конца занятия остается еще много времени, и почти все это время посвящено практической работе.
Обязательное использование физкультурно-оздоровительной работы на моих занятиях позволяет не только сохранить здоровье детей, что, собственно, является основной целью этого вида деятельности, но и предупредить утомление, повысить работоспособность и мотивацию детей, что, в конечном итоге, дает хороший результат.
2. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. На своих занятиях по бисероплетению я использую легкую классическую музыку, доступную для понимания детьми. Это П. И. Чайковский, Моцарт, Вивальди. Я специально не предлагаю детям мелодии песен, так как заметила, что слова песен отвлекают детей от непосредственной деятельности. Единственным исключением стали русские народные песни. (По-видимому, слова, созданные народом, настолько органично сливаются с мелодией, что совершенно не отвлекают детей.)
Обязательным условием наших совместных занятий с детьми является доброжелательное свободное общение. Дети, зная, что всегда встретят понимание и отклик, по своей инициативе охотно делятся своим опытом, переживаниями. Это позволяет еще больше укрепить степень доверия детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.
По всем вышеперчисленным видам здоровьесберегающей деятельности у меня собраны картотеки и фонотека, а также подборка Интернет-ресурсов, которые позволяют быстро подобрать подходящий материал.