Галина Прохорцева
Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Эти слова актуальны и сегодня.
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.
Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Сегодня по всей России идет реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога не только высокой профессиональной компетентности, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами.
Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –направленные на решение сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цели здоровьесберегающих технологий :
- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья; сформировать необходимые знания здорового образа жизни и научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Вся коррекционно-развивающая работа строиться с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Исходя из выше сказанного, были поставлены следующие задачи.
1. Создавать психологически комфортную среду в группе;
2. Учить преодолевать эмоциональные трудност детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
3. Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
4. Развивать дружеские взаимоотношения через игру.
5. Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами.
В достижении целей и решении этих задач, мне помогла приемственность в работе со специалистами нашего детского сада.
При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий следует учитывать следующие принципы :
принцип индивидуального подхода;
принцип доступности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип чередования нагрузок и отдыха;
принцип соответствия возрастным нормам.
Особенности физического развития детей с ОВЗ
Коррекционная работа учителя - дефектолога предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания и голосообразования; артикуляционных укладов.
Так же имеются особенности психического развития: памяти, внимания, воображения, а зачастую мышления, логики.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя здоровьесберегающие технологии, используемые в моей работ : мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, коррекционную ритмику.
Артикуляционная гимнастика- направлена на выработку, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов речевого аппарата. Для правильного произношения звуков. Упражнения должны быть целенаправленными:, правильно подобраны с учётом конкретного нарушения.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.
Выполняются упр. такие как: «Волш. цветок», «Дудочка», «Загони мяч в ворота», «Снежинка летит», «Сдуй ватку с носа»
Зрительная гимнастика полезна всем в целях профилактики нарушения зрения. И направлена на -улучшение циркуляции крови глаз;
- укрепление мышц глаз;
- улучшение аккомодации. Выполняются упр. такие как: «Следи за цветком»,«Где мяч?», «Пальминг»
Коррекционная ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. Направлена на отработку лексического материала через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики, посредством сочетания слов, музыки и движений. Коррекционная ритмика проводится совместно с музыкальным руководителем.
Общеукрепляющие, оздоровительные паузы (физминутки) применяются как форма активного отдыха во время малоподвижной организационной деятельности. Направлены на снятие нагрузок, которые испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, особенно спины.
В коррекционной работе развитие мелкой моторики пальцев рук уделяется особое внимание, т. к. этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Используются упр. такие как: «Веселые прищепки», «Собери бусы», «Вкладыши», работа с трафаретами, «Шнуровка», «Собери картинку», «Назови фигурку» «Выложи узор». Игры с крупами (песком).
Используются также кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Упр. : «Колечки», «Кошка идет», кулачок, ребро, ладонь.
Сказкотерапия позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения, правой и левой руки, вращать кистями и пальцами. Помогает снять эмоциональное напряжение, страхи детей.
Арт – терапия – применяется во всех видах НОД, рисование различными средствами худ. творчества. составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги….
Проводим выставки – конкурсы с награждением всех участников.
Также применяю в своей работе су – джок терапию. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стопах.
Массажным мячиком проводятся упр. со словесной инструкцией в стихотворной форме и музыкальным сопровождением.
Эластичное кольцо применяется преимущественно при закреплении поставленных звуков в слогах, словах.
Массаж и самомассаж направлен на стимуляцию кинестетических ощущений мышц, участвующих работе речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса данных мышц.
Релаксация направлены на обучение детей управлять собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц.
В результаты использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с
Детьми с ОВЗ : снижается уровень заболеваемости простудными заболеваниями, преодолеваются страхи, нормализуется эмоциональное состояние детей.
Дети с удовольствием участвуют в утренниках, открытых занятиях и др. мероприятиях.
Они довольны, улыбаются и счастливы. А видя такими своих детей, счастливы и родители.