Екатерина Владимировна
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам — он будет долго напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
Публикация «Применение технологии „Фишбоун“ для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дети, поступающие в школу, должны владеть достаточно богатым и разнообразным речевым запасом. Это является одним из важнейших показателей общего развития ребенка. Развитие связной речи в дошкольном детстве и дальнейшее совершенствование в младшем школьном возрасте закладывает основы успешного обучения. Поэтому основной задачей педагогического коллектива, работающего с детьми ОВЗ, имеющими нарушения речи, является нормализация развития речи и выравнивание стартовых возможностей дошкольников при поступлении в школу.
В системе работы над воспитанием речи одним из важных разделов является формирование связной речи - высшей формы мыслительной деятельности.
У большинства детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возрастов данный компонент речевого развития находится на нижней границе средневозрастных показателей.
Это связано с тем, что дети, зачастую, затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логическом и хронологическом их расположении, в структурировании высказываний, в языковом оформлении. Так, составляя рассказ по сюжетной картине, серии сюжетных картин, при пересказе произведений воспитанники искажают ситуацию, неправильно воспроизводят причинно-следственные связи, пропускают главные и второстепенные семантические звенья. Их рассказы чаще представляют собой серию непоследовательных аграмматических фраз.
На первом этапе формирования связной речи дети обучаются составлению описательного рассказа, пересказу, с опорой на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Но если продолжать использовать подобные схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается интерес, во-вторых, не развивается самостоятельность логичного и последовательного составления рассказа. С другой стороны, отказ от схемы приводит к тому, что дети начинают затрудняться в упражнениях по развитию связной речи.
Поэтому, на следующем, втором этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. Здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение. На данном этапе на помощь приходят другие технологии. Одной из таких является технология «Фишбоун».
Стратегия или технология «Фишбоун»- это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попробовать решить задачи, которые ставит педагог. По своей сути «Фишбоун» - схема в форме рыбьего скелета. Эта графическая техника представления информации позволяет наглядно показать ход анализа какой-либо ситуации через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода.
Схемы «Фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Исикава, поэтому в мире их часто называют «диаграммами Исикавы».
Слово «Фишбоун» в переводе с английского языка означает «рыбная кость» или «скелет рыбы».
Методика успешно применяется в образовательном процессе с детьми школьного возраста. Представленная разработка адаптирована для работы над связной речью у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Применяя данную технологию, мы ставим пред собой цель: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством применения графических схем.
Задачи, которые реализуются при помощи технологии «Фишбоун» :
расширение представлений об окружающей действительности, активизация и расширение пассивного и активного словаря,
развитие умения прослеживать причинно-следственные связи отбирать факты для своих рассказов, логически последовательно их располагать,
грамматическое оформление высказываний.
При составлении наглядной графической схемы выделяется четыре основные составные части. Это голова рыбы, верхние косточки, нижние косточки и хвост. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова рыбы знаменует проблему, вопрос, которые подвергают анализу. Верхние косточки обозначают основные причины, которые привели к возникновению той проблемы, над рассмотрением которой работают дети. В нижних косточках называются факты, которые раскрывают причины, представленные выше.
В хвосте рыбы указывается ответ на тот основной вопрос, который был заявлен в начале выполнения задания педагога. В этой же части схемы также могут находиться выводы, обобщения.
В работе над связной речью с детьми дошкольного возраста с ОВЗ «Фишбоун» может использоваться при составлении предложений, рассказов по картине, серии сюжетных картин, пересказе.
На занятиях с детьми дошкольного возраста схема заполняется картинным материалом.
Например, для составления сложноподчинённого предложения с предлогом «потому что», детям можно предложить проблемную ситуацию: «Может ли подснежник зацвести зимой в лесу?»
Педагог создает игровую мотивацию: «Ребята, это Золотая рыбка. Она приплыла к нам на помощь».
В голове рыбы основной вопрос: «О чем рыбка думает? Можно ли найти зимой подснежник в лесу?» (Подумайте и найдите подходящую картинку).
На спинке рыбы нужно указать причину (Почему подснежник расцветает). Дети рассуждают, находят правильный ответ и подбирают подходящую картинку.
На брюшке у рыбы нам нужно указать подтверждающий факт, который вытекает из причины, представленной выше. Подснежник – это цветок. Ему для роста нужно тепло, свет, вода. Весной солнце начинает греть сильнее, дольше, снег тает.
Вывод: подснежник расцвел, потому что наступила весна.
Второй вариант «Фишбоуна» позволяет помочь детям составить рассказ по серии сюжетных картин. «Заяц и морковка» (Увидел заяц снеговика, вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку. Подставил лесенку, не достал, сел и пригорюнился. В это время солнышко стало пригревать, снеговик растаял. Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее.)
В голове рыбы мы указываем проблему: Заяц голодный. Как ему утолить голод? (Съесть морковку)
На спинке рыбы указывается причина: достать морковку-нос у снеговика.
На брюшке у рыбы указываются результаты и факты: Заяц прыгал, принёс лестницу, достать морковку не смог. Светило солнце и снеговик становился всё меньше, меньше. Все это привело к выводу: снеговик растаял и только тогда заяц достал морковку, съел её.
Третий вариант «Фишбоуна» - пересказ рассказа «Умная галка» (Л. Н. Толстой)
(Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наложила, что вода стала выше и можно было пить).
Проблема, которая указывается в голове рыбы: галка хочет пить из высокого кувшина, а вода на дне.
Причины, которые указываются на спинке рыбы:
- кувшин узкий, длинный, воды мало, она на дне, галка не может её достать.
Факты, которые указываются на брюшке у рыбы:
- если кинуть камни, вода поднимется
Вывод: вода поднялась, галка смогла попить воды.
Технология «Фишбоун» предполагает разнообразные формы работы с детьми – эта работа может осуществляться как индивидуально, так и в подгруппах. Тогда, когда мы предполагаем, что работа с «Фишбоуном» будет осуществляться индивидуально, то каждому из детей предлагается для анализа одинаковый текст. Ребенок должен самостоятельно заполнить схему, т. е. установить причинно-следственные связи и указать все структурные компоненты фишбоуна. После этого дети обсуждают полученные результаты, обмениваются мнениями. Затем начинается обсуждение работ, обмен мнениями и заполнение общей схемы. В том случае, если дети заполняют схему «Фишбоуна» в группах, то каждая из групп получает свой текст, над анализом которого и будут они работать при составлении фишбоуна.
Практическая значимость:
- технология «Фишбоун» используется при составлении рассказа, пересказе на основе анализа причинно-следственных связей, которые рассматриваются в рамках предложения или текста, а также при составлении пересказа, в рамках лексической темы;
- используется для фронтальной и индивидуальной работы с детьми 6-7 лет с ОВЗ;
- материал позволяет решать задачи образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
- технология «Фишбоун» активизирует мыслительные процессы детей, а именно стимулирует творческое мышление и развивает критическое;
- материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями.
Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы. В нормализации развития речи и выравнивании стартовых возможностей дошкольников при поступлении в школу именно таким методом может стать технология «Фишбоун».
Технология «Фишбоун» учит дошкольников с ОВЗ самостоятельно называть проблему, находить её подтверждение и формулировать вывод.
Дети учатся проявлять инициативу и самостоятельность в решении проблемных ситуаций, учатся работать в парах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению других детей. Развитие разных сторон речи в технологии «Фишбоун» происходит, благодаря активизации мыслительных процессов детей, стимуляции творческого и развития критического мышления.