Татьяна Тукиш
Применение технологии «Аквариум» на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В своей практике очень часто использую различные инновационные технологии. В данный момент интересна мне технология критического мышления «Аквариум».
Эта технология «Аквариум» интересна, прежде всего, тем, что, используя ее, я стараюсь внедрить и/или отработать новый материал через эмоцию. Тогда у детей включается долгосрочная память. Работаю с этой технологией недавно, но уже поняла, что она является одной из наиболее эффективных для усвоения изучаемого материала и решения поставленных задач.
Темочки:
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
Постепенно дети учатся основам ведения дискуссии, озвучивают собственное мнение, слушают и слышат мнение своих товарищей, учатся аргументировать свое мнение и таким образом развивают и речь, и коммуникативные навыки.
«Аквариум» – это «спектакль». Наблюдатели, критики, эксперты и аналитики – эти роли распределяются педагогом среди зрителей. Но есть еще и актеры. Они выступают внутри круга, образованного зрителями.
Задача для актеров: передать определенные чувства и характеры героев.
А зрители определяют, правильно ли выполнена поставленная задача.
Казалось бы, такие задания еще трудны для дошкольников. Но это не так. Я занимаюсь с детьми, используя ту технологию со старшей группы. И в подготовительной к школе группе дети справляются с задачами полностью.
Начинаем с малого.
Например, «актерам» дается задание придумать много красивых слов к картинке, на которой изображен лес. Наблюдателям тоже дается задание: один ребенок должен сосчитать, сколько синонимов в своей речи употребил «актер».
Второй ребенок аргументирует, почему он согласен или не согласен с выбором или действиями «актера».
Третий ребенок берется назвать слова, которые не были озвучены во время мини-спектакля. И детям увлекательно, и словарь пополняется.
Приведу еще один пример. Предложила вспомнить детям сказку «Репка» и ответить на вопрос «А смог бы дед вытащить репку без помощи своей команды. Вы бранные «актеры» должны были аргументировать свой выбор.
Мнения разделились: первый «актер» предположил, что дед был сильный, тренированный, умелый и т. д. (подобрать как можно больше слов для характеристики деда) и соответственно легко мог вытащить репку один. Наблюдатели считали слова и делали вывод: достаточна ли полной и убедительной оказалась характеристика деда, чтобы зрители поверили, что деде легко справится с поставленной задачей.
Второй «актер» предположил, что деде не справится с репкой и аргументированно доказывал почему.
Мнения разделились и дальнейшей задачей педагога будет только управлять дискуссией.
Я думаю, что я еще не раз буду возвращаться к технологии «Аквариум», потому что возможности ее безграничны.
Потому, что применение данной технологии на занятиях, кроме развития речи и умения вести диалоги, способствует возникновению у дошкольников внутренней мотивации поведения, «Аквариум» создает условия для обеспечения благоприятного психологического климата в группе во время дискуссионного обсуждения для каждого из детей.