Наталья Пашкова
Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС
Управление образованием Администрации г. Юрги
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №29 «Карамелька»»
Выступление педагога-психолога на семинаре
ГМО объединение педагогов-психологов
МАДОУ ДСКВ №29 «Карамелька г. Юрги»
«Взаимодействие педагогов
при осуществлении коррекции речевых нарушений
у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС»
Юрга 2018
Публикация «Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС» размещена в разделах
«Взаимодействие педагогов
при осуществлении коррекции речевых нарушений
у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС»
Выступление педагога-психолога :
СЛАЙД №13
Целью моего выступления является раскрытие части организационной работы большого механизма взаимодействия в контексте нашей темы семинара, которое происходит во всех направлениях и отражается в годовом планировании.
1. Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевых нарушений у детей имеются вторичные (относительно этой категории) отклонения
* Исследования физиолога - Ивана Петровича Павлова,
- доктора психологических наук Алексея Алексеевича Леонтьева,
- основателя отечественной нейропсихологии Александра Романовича Лурии показали:! что отставания речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально - личностном развитии детей,
В нашей практике чаще встречаются такие отдельные классификации:
• как легкие когнитивные нарушения;
• нарушение активности и внимания (синдром дефицита внимания, может сочетаться и с гиперактивностью);
• уточненные поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция);
• общие расстройства развития (задержка психического развития).
(в нашем саду были дети с нарушением зрения и слуха)
2. Помимо этого, могут так же доминировать личностные факторы, которые выявляются в процессе наблюдения и анализа диагностических данных. Опять же хочется процитировать слова одного из основателей изучения высших функции - Льва Семеновича Выготского: «Ведущую роль играет не первичный дефект, а его социальные последствия».
СЛАЙД №15
Рассмотрим например на слайде выявляющиеся социально-личностные факторы в нашей работе:
• активный темперамент со слабым типом нервной системы может способствовать формированию дефицита внимания
• демонстративные (привлекающие повышенное внимание окружающих, а так же «вербализм»)
• тревожные дети (с ощущением беспричинного страха)
• протестное поведение (негативистические реакции, упрямство – действие по желанию, в разрез с требованиями) путают с непослушанием.
• излишнее фантазирование («уход от деятельности») может сформировать дефицит конструктивного праксиса, и другие примеры.
У вас у каждого есть свои примеры и этот список можно продолжить.
Т. О. в планировании групповой и индивидуальной работы с детьми в группе компенсирующей направленности учитываются рекомендации педагога-психолога. Уточняются запросы по психологическому сопровождению, формы и методы работы, которые будут эффективнее - для выстраивания успешных отношений со всеми участниками образовательного процесса.
И тем самым протекание процесса воспитания таких ребят (с выявленным природным недостатком) - целенаправленного, совместно организованного на основе социальной компенсации - будет идти научно верным путем!
СЛАЙД № 16
Одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения как уже говорилось - является Психолого-медико-педагогический консилиум - и здесь мы все вместе закладываем основу эффективности совместной работы.
Свою роль, я здесь вижу особо. Выявляя особенности психического состояния ребенка и его потенциальные возможности - являюсь проводником при внедрении коррекционно-педагогических технологий - для дальнейшего осуществления дифференцированного подхода к детям имеющим речевые нарушения на непосредственной образовательной деятельности в учебном году.
Совместно составляем персональный путь реализации личностного потенциала ребенка, вырабатываем общее направление по преодолению трудностей выявленных в ходе мониторинга.
! В рамках взаимодействия осуществляю так же и психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса в дошкольном учреждении меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога. Каждый ребенок требует внимания и заботы.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный развивать свои умения, мобилизирующий свой личностный потенциал. Работаем с личностными качествами, с владением речью, убеждениями, педагогическим тактом, желанием работать с детьми, с заинтересованностью в собственных результатах.
Практически применяем психологические знания для решения педагогических задач, тем самым способствуем повышению собственную социально-психологическую компетентности педагогов.
Такая работа планируется, проводится в том числе и по запросу.
Свои встречи я организую с целью повышения знаний педагогов, как минимум по трем технологиям:
- предметно-ориентированной (продуктивной)
- личностно-ориентированной (щадящей)
- партнерской технологии.
Конечно, для овладения такими технологиями есть немаловажное условие – это способность педагога к сотрудничеству.
Развивая эту способность, обращаю внимание на развитие умений формировать свою точку зрения, слушать и слышать других. Это золотое правило у нас в саду во всех группах. Решать разногласия с помощью логически выстроенных аргументов, не переводя в плоскость личных отношений.
Оказывается профилактическая психологическая помощь воспитателю с целью предупреждения у них эмоционального выгорания, встречи с элементами тренинга.
Как и везде, в нашем детском саду организуются и проводятся индивидуальные, групповые, тематические и проблемные консультации)
- по вопросам личностного развития детей, предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах.
! Провожу консультирование и родителей (детско-родительский аспект, особенности ребенка, взаимоотношения в группе сада, а бывает также и самих воспитанников старшего дошкольного возраста (поддержка, ресурсное состояние).
СЛАЙД №17
Примерно в конце второго полугодия когда завершается учебный год, идет набор в компенсирующую группу - для многих родителей таких ребят происходит переживание горькой ситуации. Чаще в этот момент и происходят наши встречи.
В стадии отрицания и разочарования (особенностей ребенка, его привычек возникает эмоция необходимая для психики в целом - ГНЕВ (и специалисту и воспитателям еще может достаться, Да) справляются с ней по разному.
Цель при встречи с родителем, в такие моменты - помочь осознать происходящую ситуацию. Гнев при правильной трансформации поможет пройти стадию снижения настроения, и при выходе в более позитивные состояния будет ресурсом (энергетическим двигателем) в решении проблемного вопроса.
С коллегами мы четко планируем встречи с родителями, выделяя пути ответственностей и договоренностей всех участников образовательного процесса.
СЛАЙД №18
Вашему вниманию представлено краткое содержание утвержденной законодательно и существующей ныне системы работы педагога-психолога в ДОУ.
1. Поступает запрос, 2. происходит всесторонний сбор информации, 3. формируется заключение, 4. определяется программа коррекции и развития. Перейдем к кирпичикам лежащим в основе. Три базовые формы.
Сейчас еще немного дополню по организации совместной работы, а к остальным мы вернемся чуть позже.
• Тесно взаимодействуем с воспитателями в работе с родителями при проведении проектной деятельности, в этом учебном году проходит реализация Музейной технологии. Об этом более подробно расскажет далее воспитатель Ирина Владимировна.
• С учителем – логопедом в едином ключе настраиваем родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу.
• Музыкальный руководитель помогает мне в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях. Я в свою очередь оказываю помощь в создании эмоционального настроя, участие в проведении театрализованных и праздничных мероприятий.
При взаимодействии со старшим воспитателем :
• Участвую во внедрении и адаптации - новых программ работы. В разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
• Вношу предложения по созданию условий образовательной среды с учетом возможностей, интересов, потребностей детей.
***
Сейчас, я хочу представить вам видео зарисовки – совместные.
Немного предистории – как это возникло?. Подготовить информацию о каждодневно проходящих делах, оказалось не простым делом. И мы приняли решение собрать видео материалы о своей деятельности, дабы не упустить интересное и важное.
Одна серия уже была Вам представлена. Сценарий писали самостоятельно каждый, совместно готовили тексты, озвучку, бессменный наш режиссер-монтажист Светлана Сергеевна, которая и заинтересовала нас этой технологией, смонтировала все в единое целое. !Открою секрет это уже не первая наша работа, и у нас был проведен мастер класс по расширению познаний в области овладения ИКТ.. Мы обучились создавать мультимедийные-презентации с помощью видео-редактора.
Т. О. создание мультимедийных продуктов при подготовке докладов – помогло нам раскрыть практические пути интегрированного взаимодействия.
***
Позвольте нам показать и рассказать о режимных моментах в рамках психолого-педагогического сопровождения наших ребят.
Используемая литература:
1. Н. Н. Ефименко «Коррекция нарушений речевого развития в «театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».
2. М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» программа оздоровления дошкольников.
3. М. А. Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов».
4. Интернет ресурсы.
Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Монтаж фильма о коррекции : Основные и нетрадиционные методы используемые педагогами и специалистами ДОУ №29 в коррекции речевых нарушений
Эпизод Текст ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
1. В виде интервью
(диалог в группе или приемной) В нашем детском саду в условиях ФГОС, реализуется коррекционно-развивающая программа психологических занятий «Раз, два, три…», через интеграцию образовательных областей.
Ребята вместе с педагогом - психологом преодолевают трудности в обучении связанные с недостадочной сформированностью пространственных представлений и зрительно-моторных навыков. Корректируются особенности в психическом и социально-личностном развитии. Используя максимально возможности детей.
Эта программа была представлена для участия в международном творческом конкурсе педагогической ассамблеи, в номинации методических разработок «Профессионал – 2018» и заняла первое место.
В качестве оценки эффективности реализации программы, предоставлялись аналитические данные мониторинга 2017-2018 уч. года. Использовался диагностический модуль оценки компонентов Универсальных Учебных Действий, предложенный творческой группой Городского методического объединения педагогов-психологов при разработке примерной рабочей программы педагога-психолога ДОУ.
Сейчас предлагаю Вам посмотреть видео презентацию используемых педагогом -психологом методов и приемов в групповой и индивидуальной работе, корректируя речевые нарушения и оптимизируя психические функции в подготовительной группе компенсирующей направленности.
№2. Видео и звук Групповые занятия можно организовать в музыкальном зале или группе пребывания детей, во второй половине дня, 1 раз в неделю.
• Начинаем занятие с кинезиологических упражнений растяжек, телесных упражнения, дыхательных техник;
3. • Использую также всем нам знакомые творческие (сюжетно-ролевые, подвижные игры требующие дифференцировки основных пространственных представлений, через процесс активного передвижения;
• игры на развитие волевых качеств;
• коммуникативные задачки, постепенно усложняющиеся по команде и речевой инструкции;
4. • когнитивно-поведенческие упражнения на различение эмоций, развития двигательной памяти, моторных фукций, визуализации.
• Функциональные упражнения (развитие произвольности и самоконтроля, элиминация гнева и агрессии, снижения уровня тревожности. Этюды на отображение черт характера, выражение, обиды, злости, внимания интереса;
5. • игры для развития мелкой моторики, релаксационные игры, визуализации;
6. • кружковая деятельность (беседы и игровые программы) «Пластилиновая живопись», эта техника интересна своей новизной, каждое новое творчество развивает мыслительную активность, такая работа помогает развить точность движений, абстрактное мышление и внимание.
7. • В индивидуальной коррекционной работе используется метод предметных действий на формирование понимания и навыка взаимодействия предметов в пространстве и осознается относительность пространственных отношений – это познавательные и дидактические игры. Дублируются логические игры которые находятся в группы. Для нормы развития речи, одно из необходимых условий, созревание головного мозга достиг определенной зрелости (сохраненном слухе и артикуляционном аппарате).
Важно не сколько знаний знает ребенок, а как ими владеет, в процессе выполнения игр и упражнений приходим к тому, чтобы ребенок смог выработать определенный способ действия или использовал возможность отыскать решение самостоятельно и закреплял потом это в свободных играх в группе.
8. • Так же используются когнитивные упражнения направленные на формирование тактильной памяти, сенсорные игры (звукоразличимые, форморазличимые, поисковые ситуации (повышаем познавательную активность, игровые упражнения на тренажерах (зрительное восприятие, лево-право); психогимнастические упражнения
9. • Упражнения на развитие психических процессов и мелкой моторики, зрительного ориентирование на листе и в клетке, лабиринты, таблицы Шульте, корректурные пробы, логические последовательности, классификации, сравнения и т. п. (тетради по подготовки к школе разных авторов) имеется огромная подборка электронной библиотеки таких заданий. Массаж пальцев рук, тренажеры «Помощник», «Шнурки», «Веселые резинки» и т. д.
10. • Рисуночные, с элементами арт-терапии упражнения и задания, элементы игровой и песочной терапии. Идет не обучение творческому выражению, а более спонтанная деятельность, для отреагирования непрожитых эмоций, в игре идет облегчение процесса коммуникации.
11. • Здоровье сберегающая технология «Дружные руки», способствующее формированию пространственно-функциональной организации (зрительно-пространственная координация ведущей и ведомой руки, синхронизация межполушарного взаимодействия). При правильном проведении способствует расслаблению мышц глаза, снижается утомляемость;
12. • Упражнении на световом планшете (рисование песком, развитие координации рук, глаза, ритмичности, а так же психических процессов (внимания, зрительно-слухового восприятия, умения самостоятельно организовывать деятельность и достигать цели, снижение уровня тревожности, получение удовольствия от самовыражения.
13. Методики не предполагают прямого обучения, а создают предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяя обеспечить:
- общую направленность обучения;
- создание ситуации содружества и равный старт который позволит учится у спешно в школе.