Ирина Лобкова
Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационный; по содержанию, детско-взрослый;
долгосрочный.
Начало проекта : сентябрь 2017года.
Участники: родители, учитель-логопед, воспитатели, дети.
Срок реализации данного проекта : 2 года
Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Цель проекта : Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речевых нарушений.
Задачи:
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
1. Проанализировать методическую литературу по теме проекта.
2. Создать образовательный проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
3. Провести мониторинг.
4. Помочь воспитывающим взрослым осознать актуальную проблему при организации коррекции речевых нарушений.
5. Помогать и поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнерских отношений.
Содержание проекта
Этапы
1. Подготовительный
сентябрь
• Составление диагностических карт, опросников, анкет.
• Анкетирование родителей.
• Изучение медицинских карт.
• Диагностика детей.
• Разработка перспективных планов учителей-логопедов просветительской работы с родителями детей старшего и подготовительного к школе возраста.
• Составление заданий по закреплению речевого материала по лексическим темам для родителей.
• Информирование по итогам диагностики.
• Представление логопедических рекомендаций.
2. Формирующий
• Консультирование родителей ДОУ по использованию эффективных методов для развития речи детей дошкольного возраста.
• Проведение семинаров, тренингов, мастер-классов технология и мастерство учителя.
• Проведение открытых занятий с детьми для родителей.
• Прием родителей по запросу.
• Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ.
• Оформление информационно-методических выставок и уголков для родителей.
• Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.
• Выступление из опыта работы на педсовете.
• Разработка выводов и рекомендаций.
• Составление методических пособий для родителей.
• Выступление на педсовете на тему «Результаты реализации проекта».
3. Итоговый
На заключительном этапе предполагается, что при реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» будут получены следующие результаты:
• Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
• Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т. к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
• Родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
• Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом
коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
• Возникнет понимание того, что создание единого речевого
пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию
в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-улучшение качества усвоения детьми программного материала;
Родители :
-повышение уровня доверия родителей к детскому саду; -повышение педагогической грамотности родителей;
-увеличение числа родителей, искренне заинтересованных в участии коррекционно-образовательного процесса;
Педагоги:
-продуктивное взаимодействие педагогов и родителей;
-создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия
родителями;
-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ
Введение
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Проведённые в 2016 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка", – подчеркнула директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
"ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха", – отметила Ольга Карабанова. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития
ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. На современном этапе развития образования, одной из актуальных проблем, является увеличение количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность.
По данным Министерства образования РФ, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них до 90% нуждаются в специализированной коррекционной помощи психолога и логопеда, поскольку у детей с нарушениями в речи наблюдаются психологические проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожное, агрессивное, гиперактивное поведение, что негативно сказывается на усвоении ребенком речевого образовательного материала. Число детей с нарушениями в развитии речи с каждым годом возрастает.
Основная часть
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Я. А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И. Г. Песталоцци – руководство для матерей. К. Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В. А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л. Ф. Островская, Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания).Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М. С., Жукова Н. С., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Миронова С. А., Каше Г. А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение
тесной взаимосвязи между родителями и учителем-логопедом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть
в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Практическая часть
В рамках реализации исследования мною был разработан проект
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Учебный год для логопеда начинается, когда ребё нок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить
непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании
и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю,
это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Вначале года, после обследования детей, необходимо познакомить
родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество. Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям,
необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Наиболее актуальные темы для консультаций:
- «Артикуляционная гимнастика»
- «Развитие мелкой моторики»
- «Развитие внимания и мышления»
- «Речевые игры дома»
- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях?»
- «Как научить ребёнка читать?»
- «Как учить звуко-буквенному анализу» .
Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, потому что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Индивидуальные практикумы по обучению родителей с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).
Вывод
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Наше предположение о том, что сотрудничество семьи и учителя-логопеда значительно уменьшит процент выпускников с речевыми нарушениями, повысит эффективность коррекционно-развивающей работы группы, нашли свое подтверждение. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность совестной работы. У родителей возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Дети, чьи родители по тем или иным причинам уделяли недостаточно внимания, имеют показатели по всем параметрам ниже, чем те дети, чьи родители принимали непосредственное участие в коррекционном процессе.
Заключение
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведение у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и
проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Практическая значимость проекта :
1. Осознание родителями своей роли в процессе речевого развития ребенка и активное включение в коррекционный процесс по исправлению речевых дефектов у детей.
2. Овладение необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
3. Тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей позволит ускорить коррекционный процесс и повысить эффективность работы.
Приложение 1
Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с
родителями детей старшего возраста (5-6 лет)
Период Мероприятие
Сентябрь Тема: «Что такое речь?» индивидуальное
консультирование родителей по результатам
логопедического обследования детей
Тема: «Ваш ребенок познает мир речи». Индивидуальные и
подгрупповые беседы и консультации с родителями.
(Особенности речи детей с ОНР)
Информационные бюллетени
Тема: "Для вас родители"
Выпуск буклета. Памятка для родителей.
Родительская гостиная
Тема: «Давайте познакомимся" -планирование работы на
учебный год по итогам обследования детей
Родительское собрание :
Тема:«Специфика обучения и воспитания детей в
логопедической группе. Роль семьи в преодолении
дефектов речи».
Октябрь Семинар-практикум для родителей
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного
возраста»
Тема:«ОНР, ФФН,рекомендация специальной
литературы»
Семинар для родителей
Тема: «Подготовка органов артикуляции к постановке
звуков
Тренинг для родителей
Тема: «Артикуляционная гимнастика» (проводится на
индивидуальных консультациях)
Информационный бюллетень
Выпуск буклета
Тема: «Артикуляционная зарядка для «Веселого язычка»»
и распространение ее среди родителей»
Ноябрь Творческая мастерская
Тема: «Дары осени». Изготовление поделок из природного
материала. Родители и дети
Фотомонтаж Тема: "Что нам осень подарила"
Тема: «Ознакомление с пальчиковой гимнастикой».
Семинар-практикум
Тема «Учите ребенка говорить правильно».
Декабрь Индивидуальные беседы
Тема: «Первые успехи вашего ребенка».
Круглый стол для родителей
Тема: «Развитие речи ребенка в повседневной жизни».
Январь Итоговая НОД за первое полугодие
Тема: "Чему мы уже научились?"
Информационные бюллетени
Выпуск буклета
Тема: «Наши пальчики играют»
Гимнастика для пальчиков и развития речи
В течение года
Консультации для родителей в информационном уголке
группы:
• «10 простых советов родителям»
• «Комплексы упражнений для развития органов
артикуляции»
• Советы логопеда «Пальчиковые игры»
• Рекомендации логопеда: "По дороге домой" -
совершенствуем связную речь
• Психологические особенности детей 5-6 лет :
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам
речевого развития ребёнка.
Март Индивидуальные беседы
Тема: «Необходимость автоматизации" поставленных звуков в
условиях семьи».
Семинары-практикумы
Тема: «Пополнение словарного запаса с помощью игр».
Тема: "Поговорим о маме и бабушке".
Праздник для родителей и детей
Тема: "Мамин день - 8 Марта".
В Консультации для родителей :
течение • Артикуляционныеупражнения,подготавливающие
года артикуляционный аппарат к постановке сонорных
звуков.
• Характеристика развития речи детей 5-6 лет.
• Артикуляционные упражнения для фрикативных звуков
[ч, щ].
• Дыхательная гимнастика для постановки аффрикатов.
• Норма речевого развития в старшем дошкольном
возрасте.
• Психологические особенности детей 5-6 лет.
Май Индивидуальные беседы
Информация для родителей о состоянии речи ребенка по
итогам обследования
Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)
Период Мероприятие
Сентябрь Родительская гостиная
Тема: «Индивидуальное консультирование родителей по
результатам логопедического обследования детей».
Октябрь Родительское собрание
Тема: «Звукобуквенный анализ слов»
Тема: «Домашняя игротека» : Игры на кухне Буквы из
всего
Тема: «Что нужно знать, чтобы правильно выполнять
звукобуквенный анализ?
Анкетирование родителей
«Готов ли Ваш ребенок к школе?»
ноябрь Семинар для родителей
Тема: «Подготовка руки к письму»
Советы родителям леворуких детей.
Тема: «Влияние движения пальцев на развитие речи»
Январь Консультация для родителей
Тема: Как «Эхо» развивает фонематический слух?
В Консультации для родителей в информационном уголке
течение группы:
года • «Звукобуквенный анализ слов».
• «Слоговая структура слова»
• «Виды трудностей при обучении чтению и их
возможные причины»
• «Ступеньки к школе»
• «Речевая готовность детей к школе»
• «Профилактика и коррекция зеркального письма у детей
подготовительной к школе группы»
• «Психологические особенности детей 6-7 лет»
• «Психологическая готовность к школе»
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам
речевого развития ребёнка.
В Консультации для родителей :
течение • Артикуляционные упражнения, подготавливающие
года артикуляционный аппарат к постановке сонорных
звуков.
• Характеристика развития речи детей 6-7 лет.
• Советы и методические рекомендации по развитию
моторики пальцев рук.
• Советы родителям леворуких детей
• Артикуляционные упражнения для сонорных звуков [л,
р]
• Дыхательная гимнастика для постановки соноров
• Норма речевого развития в подготовительной группе
• Психологические особенности детей 6-7 лет
• Портрет первоклассник
Апрель Индивидуальные беседы с родителями
Тема: «Необходимость автоматизации поставленных
звуков в условиях семьи»
Май Родительское собрание : (итоговое)
Тема: «Подготовка к школе».