Анна Плешкова
Сценарий педагогического совета «Поэтическая мастерская, или как научить ребёнка выразительно читать стихи?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Общий культурный уровень человека можно определить по выбору им средств интонационной и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то не имеет трудностей при восприятии и воспроизведении речи. Это основа развития коммуникативных способностей.
Компоненты речи:
1. Техника речи (голос, дикция, речевой слух, речевое дыхание)
2. Выразительность речи (интонация, мелодика, темп, тембр, ударение, пауза)
3. Культура речи (тональность, невербальное сопровождение разговора)
А как же дети справляются с этими задачами?
В детском саду можно выделить несколько групп детей:
1. Дети, имеющие выраженную эмоциональную речь. Они не комплексуют и не стесняются в присутствии взрослых и сверстников
2. Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются и замыкаются.
3. Дети с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений демонстрирующие их в дальнейшем.
4. Дети, имеющие очень низкие эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Чтобы ребёнок научился говорить выразительно, необходима систематическая работа по развитию просодических компонентов.
Педагоги делятся на 3 команды, старший воспитатель проводит деловую игру "Поэтическая мастерская"
Задание 1 Кроссворд «Просодика». Командам необходимо решить кроссворд.
1. Временная остановка голоса в процессе речи (логическая – в соответствии со знаками препинания и психологическая – может ставиться в начале, середине и конце текста) - ПАУЗА
2. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которые определяются содержанием и целями высказывания - ИНТОНАЦИЯ
3. Станиславский называл его «душой и внутренней сущностью подтекста». Это выделение интонацией (особым повышением голоса) значимого слова или словосочетания в предложении - УДАРЕНИЕ
4. Чёткое проговаривание звуков в словах -ДИКЦИЯ
5. Комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи - ПРОСОДИКА
6. Этот компонент характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией - МЕЛОДИКА
7. Окраска голоса. Самый индивидуальный компонент - ТЕМБР
8. Оттенок речи, имеющий смысловое наполнение -ТОН
9. Скорость чтения, которая может меняться в зависимости от смысла текста и от его жанровой принадлежности -ТЕМП
Задание 2 «Проверь себя»: командам необходимо расположить программные задачи по разделу «Звуковая культура речи» в соответствии с возрастной группой (по ФОП)
1. Умение говорить внятно, выразительно, правильно произносить простые звуки; воспроизводить ритм слова; не пропускать слоги; использование вербальных и невербальных средств при выражении, отношения к предмету разговора (1-я младшая)
2. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, правильного дыхания, звукопроизношения, слухового внимания, моторики речевого аппарата; воспроизведение ритма стихотворения (2-я младшая)
3. Правильное произношение звуков воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова; говорить внятно, выразительно, в нормальном темпе; регулировать интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи (средняя)
4. Развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха;
закрепление правильного произношения сонорных звуков; использование средств интонационной выразительности (старшая)
5. Автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков речи;
исправление имеющихся нарушений в звукопроизношении (подготовительная)
Задание 3 «Вспомни всё!»: необходимо подобрать упражнения и провести артикуляционную гимнастику:
1 команде - для свистящих звуков
2 команде - для шипящих звуков
3 команде - для сонорных звуков
Задание 4 «Ты мне, я - тебе»: придумать и провести игру на развитие интонационной выразительности речи:
1 команде - для детей младшего дошкольного возраста
2 команде - для детей среднего дошкольного возраста
3 команде - для детей старшего дошкольного возраста.
Задание 5 «Профи» - создать партитуру стихотворного текста и прочитать его.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Средства выразительности и графические изображения
Сила голоса
повышение голоса
понижение голоса
ровное чтение
Паузы
Основная пауза I
Длительная пауза II
Логическое ударение
Главное ___
Дополнительное _ _ _ _
Темп чтения
Н – нормальный
Уб – убыстрённый
Б – быстрый
М – медленный
З – замедленный
Жюри подводит итоги деловой игры и определяет команду -победителя.