Марина Тищенко
Применение нетрадиционных подходов на занятиях по изодеятельности в работе с детьми с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ.
Применение нетрадиционных подходов на занятиях по изодеятельности в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
Подготовила воспитатель 1 категории
Тищенко Марина Александровна
МБДОУ № 2 г. Азова
2022г.
Публикация «Применение нетрадиционных подходов на занятиях по изодеятельности в работе с детьми с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Актуальность темы заключается в необходимости проведения своевременной и адекватной коррекционной работы, имеющей ведущее значение для дальнейшего развития ребенка. Таким детям необходим другой подход в педагогике, учитывающий их особенности восприятия и мышления для того, чтобы наилучшим образом реализовать их потенциал. Адекватное обращение и налаживание контакта с таким ребенком, учитывающее особенности его восприятия и мышления способствует развитию и социальной адаптации.
Новизна данной работы состоит не просто в использовании того или иного подхода, а в продуманной коррекционно-развивающей работе и последовательности ее воплощения на практике. Только при таком условии у ребенка с РАС будут формироваться исключительные, единственные и неповторимые отношения с окружающей действительностью, прежде всего социальной.
В настоящее время обучения детей с расстройством аутистического спектра с применением нетрадиционных подходов рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.
Цель работы заключается в организации помощи и социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра через нетрадиционные подходы в работе (нетрадиционные техники рисования : «нитка-графия», «оттиск губкой по трафарету», «рисование ладошкой»; пластилинопластика).
Задачи:
1. Дать представление о проблеме расстройства аутистического спектра, его природе и сущности;
2. Проанализировать своеобразие творческой деятельности в работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра;
3. Раскрыть особенности содержания коррекционно-развивающей работы и выявить условия для положительной динамики развития детей с расстройствами аутистического спектра.
Творческая деятельность в работе с детьми с расстройством аутистического спектра
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т. п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат. «Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку… у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения». Л. С. Выготский пишет, что «…задача изображения необходимо требует, острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страхи, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется им пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения и, как следствие, к возникновению поведенческих проблем.
Дети с расстройством аутистического спектра испытывают трудности в общении. Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка.
Для поддержания активности ребенка педагог может использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Целесообразно чередовать виды занятий : лепка, рисование красками, рисование мелками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражне-ниями в игровой форме или в виде зарядки. Например : нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками-веточками к солнышку.
На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки). Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что зачем следует.
Вместе с этим для детей с расстройством аутистического спектра полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями.
Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что изобразительная деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребенка.
Рисование способствует формированию более осмысленного восприятия предметов окружающей среды, умению различать их по цвету, форме, и т. д.
Наблюдая за детьми, замечаешь, что они любят рисовать без всякого приглашения со стороны взрослого. Получив в свое распоряжение изобразительные материалы, они начинают их исследовать. В начале в своих рисунках они не делают акцента на выборе цвета — берут первый попавшийся карандаш. Очень яркие цвета являются для многих источником дискомфорта. Достичь устойчивых отношений с аутичным ребенком и создать условия для проявления им своих чувств в изобразительной деятельности очень непросто. В случае, когда это достигнуто, рисование помогает снизить эмоциональное напряжение и создать ощущение комфорта.
Очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности. Например, можно предложить ребенку дорисовать начатый взрослым какой – либо рисунок, если он соглашается, то возникает ситуация общения. Необходимо так же поддерживать любую попытку детей воспользоваться своей речью, а для этого взрослый должен комментировать все, что происходит на бумаге.
Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети должны многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Необычные рисунки получаются у ребенка при прослушивании записи звуков природы — поют птицы, шумит дождь и т. д. Если взять рисование под музыку за основу в своей работе по обучению аутичных детей изобразительной деятельности, то можно создать музыкальную программу используя различные произведения, которые будут подобраны для конкретного ребенка. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.
Все это начинает позитивно влиять на эмоциональное состояние. Такое рисование позволяет ребенку передавать в рисунке свой внутренний мир, а так же донести свои переживания до взрослых. Занятия изобразительной деятельностью для детей с аутизмом – это не только возможность выразить себя, но и способ социальной адаптации.
Во всем свою работу нужно направлять на развитие сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше развиты органы чувств, тем легче ребенку ориентироваться в окружающем мире.
Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Использовать природный материал, различные крупы, семена. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть и простые полянки с цветами, зимний пейзаж, зайчики, птички. Так и более сложные поделки: разнообразные лабиринты, открывающиеся двери у нарисованных домиков, деревня из различных материалов. Главное подходить к работе творчески, и у вас все получится.
В работе используются основные принципы изотерапии: снятие оценочности — погружение в творческое состояние с помощью рисования и музыки, лепки, аппликации, взаимодействия с природой; снятие барьерной установки (например : «Я не умею рисовать»).
Заключение
Расстройство аутистического спектра – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются, прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.
Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы данного расстройства. Ребенок с расстройствами аутистического спектра нуждаются в постоянном, квалифицированном педагогическом сопровождении.
В заключении можно сделать следующие выводы, что правильно подобранные подходы и их своевременное применение будет способствовать наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра. А именно:
- будет организованно его поведение;
- развиты способности к коммуникативному взаимодействию, обучены навыкам самообслуживания;
- обучены навыкам самообслуживания;
- сглажены негативные проявления аутизма;
- усилена психическая активность ребенка;
Таким образом, тесно соприкасаясь с миром таких детей, педагоги, используя в работе данные рекомендации помогают им найти свое место в «большом мире», который называется жизнь. Адекватное обращение и налаживание контакта с такими детьми, учитывающее особенности их восприятия и мышления способствует развитию и социальной адаптации.
Список литературы
Алексеева М. Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003. Жуков Д. Е. Особенности картины мира детей с аутизмом // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч. -практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с. Журенков К. Аутизм - болезнь XXI века? // Огонек. - 2001. - № 22 (4697). Йоханссон И. Особое детство. - М. : Центр лечебной педагогики, 2001. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М., 2003. Рыжкова Н. А. Мини-музей /Рыжкова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008, 256с.