Людмила Моисеева
Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования
(технологическая карта)»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей.
Педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования.
Публикация «Консультация „Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Технологическая карта – это алгоритм организованной учебной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизведения этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению результата процесса обучения и воспитания. Технологические карты обеспечивают технологизацию педагогического процесса, помогают педагогу определить цели организованной учебной деятельности с позиции ожидаемого результата, предусматривают этапы деятельности.
Организация работы по технологической карте является хорошим фактором мотивации педагогов. Организованная учебная деятельность превращается в игру, в процессе которой дети могут потренироваться в скорости мышления, внимания, памяти, речи и т. д.
Как правило, первый год работы по технологической карте является трудным для педагогов, но со временем накопленный опыт работы (содержания, методических материалов, дидактических средств) обеспечит условия для эффективной работы в последующие годы со значительным снижением нагрузки на педагога.
Предполагается, что со временем у педагогов будут собственные методические каталоги, состоящие из технологических карт и циклограмм.
Необходимо также отметить, что педагог будет иметь возможность ежедневно и ежегодно использовать эти карты в плановый период изучения той или иной темы в рамках образовательных программ. Это приведет также к снижению затрат на подготовку к организованной учебной деятельности, что само по себе высвобождает ресурс времени, здоровья педагогов и приводит к повышению качества как труда педагога, так и обучения ребенка в целом.
Таким образом, технологическая карта, предусматривая ресурсы для повышения качества обучения, высвобождает время для творчества педагога и является своего рода показателем уровня его профессиональной компетентности.
Технологическая карта позволит педагогу проводить любую организованную учебную деятельность с высоким качеством и с минимальным временем к его подготовке.
Управление качеством дошкольного образования является целостной системой, в которую входят цели, условия, методы, способы, средства выполнения требований, предусмотренных ГОСО-2008. Введение в образовательный процесс дошкольного образования специальных средств управления – циклограмм, технологических карт, позволит педагогам самостоятельно конструировать данный процесс и выбирать любые методические элементы, соответствующие теме, целям, замыслу педагогического процесса.
Конструируя по-новому педагогический процесс, педагоги все время должны помнить о том, что:
во-первых, нужно максимально обогатить развитие детей
во-вторых, нужно постоянно осознавать, что ребенок каждый день уже живет, а не готовится к жизни.
Опыт, приобретенный им сегодня, переживаемый радостно или с неприятностями, оставляет след в памяти и сердце. Надо беречь это хрупкое «здание» - душу ребенка. Фактором принципиального значения для положительного развития детей является формирование у них чувства личной ценности и необходимости, чувства безопасности. Для достижения этой цели особое значение имеет единство ожидаемого результата, указаний и требований со стороны социальных институтов (семьи, детского сада, общественности). Все они должны относиться к детям, как к личностям, принимать во внимание их индивидуальные потребности и интересы, их собственное представление о себе. Взрослые должны уметь слушать и уважать взгляды, мысли и соображения детей. Социальная среда должна сосредоточить свое внимание на положительных сильных сторонах детской личности, а не на ее недостатках.
Известный ученый-психолог Л. С. Выготский определил значимость дошкольного образования следующим образом: «Дети пришли в детский сад научиться чему-либо, а педагог, чтобы направить, поддержать ребенка в этом».
Следует напомнить педагогам, что предложенная методическая система требует высокой культуры организации собственной педагогической деятельности. Воспитатель должен научиться видеть целый день развития ребенка и ребенка в этом дне.
Современный педагог понимает, что один день дошкольника – это жизнь человека, когда удовлетворяются его ведущие потребности в игре, познании, общении, самоутверждении и самореализации.
А технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и детей. Она предназначена для проектирования образовательного процесса.
Форма записи любой образовательной деятельности в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать ее еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Исходя из выше сказанного, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты:
1. необходимость описания всего процесса деятельности;
2. указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты необходимо предусмотреть следующие возможности:
1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
4. введение оценки на каждом этапе.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа.
5. Определение результатов каждого этапа.
6. Выбор форм работы.