Татьяна Дедловская
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ДОУ, ориентированное на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Информатизация образования – это большой выбор для проявления творчества логопеда, побуждающего искать нетрадиционные формы и методы взаимоотношения с детьми, что помогает повышению интереса у дошкольников к обучению, стимулирует познавательную активность.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Целенаправленно применяя ИКТ на логопедических занятиях, учитель-логопед :
• более продуктивно корригирует речевые нарушения у дошкольников;
• значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
• способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
• управляет познавательной деятельностью дошкольников, т. е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
• мотивирует познавательную деятельность ребенка за счет коммуникации, взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической работе;
• развивает эмоционально-волевую сферу детей;
• побуждает к активной творческой деятельности;
• создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику. Использование в логопедической работе компьютерных технологий, учитывающих закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.
Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.
Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям. Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.
Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы : коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи, обучение грамоте, развитие когнитивных функций. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, делает коррекционное занятие более продуктивным и комфортным.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребенка.
Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более динамичным и эффективным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в интерактивной и игровой форме.
Важным при нарушении произношения является этап автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь. Повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, разнообразных по содержанию, что традиционно используют на коррекционных занятиях не вызывает у детей интереса, что снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное и однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не привлекает детей к активности при автоматизации звука. Что нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в самостоятельной речи детей. Яркость и красочность презентации вызывают у детей интерес, а звуковое сопровождение помогает ориентироваться на правильное звукопроизношение.
Использование ИКТ в логопедической работе применяется в создании компьютерных игр для коррекционных занятий по различным направлениям и определены следующие задачи:
создание мультимедийных презентаций с доступными заданиями;
включение сказочных сюжетов и анимационных героев;
создание логопедических игр, которые эффективно решают коррекционные задачи.
Применение развивающих программ на логопедических занятиях дает положительные результаты:
• вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
• активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
• тренирует память, внимание и воображение; способствует общему развитию ребенка;
• ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов, слов;
• помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
• способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
• уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;
• повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Но при всех положительных моментах использования ИКТ логопедам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и время на коррекционных занятиях. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их. Следует помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.