Ольга Ивановна Бойко
Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в дошкольном учреждении, и она диктует необходимость поисков эффективных средств ее реализации. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольника в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Ребёнок 3-7 лет проводит до 70% времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я делаю акцент на кинезиологию,
Публикация «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения,позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Цель кинезиологических упражнений : создание новой нейронной сети, улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.
Реализации поставленной цели помогают следующиезадачи:
- Развить межполушарное взаимодействия;
- Развить межполушарные связи;
- Синхронизировать работу полушарий;
- Развить мелкую и крупную моторику;
- Развить психические процессы: память, внимание, мышление;
- Развить речь.
Кинезиологические упражнения провожу с детьми ежедневно, а результативность этой развивающей работы складывается из следующих условий.
Упражнения проводятся ежедневно без пропусков.
В доброжелательной обстановке, можно под музыку.
Все упражнения проводятся в игровой форме.
Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения повторения упражнений.
Содержание гимнастики должно быть интересным, эмоционально - значимым для ребенка.
В своей работе я использую три группы упражнений. Остановимся более подробно на каждой из этих групп.
Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. Ведущий механизм, лежащий в основе этих упражнений -механизм единства мысли и движения, способствующий совершенствованию интегрированных связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.
Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Это упражнения, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов, в первую очередь охранного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и, готова к познавательной деятельности.
Третья группа представляет собой упражнения, повышающую энергию тела и углубляющие мотивацию. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.
Сравнительно недавно в нашем ДОУ появилось современное игровое оборудование, которое также стараемся адаптировать для выполнения кинезилогических упражнений. Моим воспитанникам очень нравятся массажные мячи и ролики, мягкие модули, мячи со шнуром, балансиры, набор «следочки и ладошки». Данное оборудование вносит новизну и оригинальность в комплексы кинезиологических упражнений.
Хотелось бы обратить внимание ещё на важные моменты в проведении кинезиологических упражнений :
- нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;
- если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то упражнения лучше проводить перед работой или между заданиями;
- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.
- проводить эти упражнения можно при организации непосредственно образовательной деятельности: после выполнения детьми задания, как физкультминутку или между занятиями как динамическую паузу, а также в повседневной жизни детей (режимных моментах).
Итак, нами замечено, что кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эту методику можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.