Елена Васильева
Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми.
Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени влияет на способность ребенка усваивать новые знания, умения и навыки.
Усвоение программного материала и результаты коррекционной работы зависят от правильного выбора методов обучения. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, о форме ведущей деятельности.
Публикация «Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
Основной формой коррекционного воздействия на ребенка являются специально организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит логопеду. И часто на занятиях ему, ребенку, приходится выполнять скучные для него задания. Задача логопеда состоит в том, чтобы активизировать инертное мышление ребенка, дать толчок мысли, оживить образное восприятие действительности.
Известные психологи П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие отмечают в своих трудах, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление.
Правильный подбор наглядности в значительной степени предопределяет успех всего коррекционно-развивающего процесса. Это помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной.
Главным здесь, безусловно, является повышение мотивации ребенка к правильному выполнению логопедических заданий. Иными словами, ребенку должно быть интересно выполнять поставленные перед ним задачи. Интерес автоматически повышает уровень внимания, активизирует память и стремление к более глубокому познанию изучаемого объекта или явления. Методов зажечь интерес ребенка бесчисленное количество. Но главным обобщающим элементом, лежащим в основе их всех, конечно, является наглядность.
Принцип наглядности в логопедической работе является одним из самых известных и интуитивно понятных.
Это один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики.
Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что: ". обучение детей строится на живом созерцании, на конкретном образе". Наглядность в обучении Ушинский понимал не узко, связывал ее не только лишь со зрительным восприятием, но и с включением всех органов чувств.
Вопрос о повышении мотивационной готовности дошкольников к логопедическим занятиям является постоянным предметом пристального внимания всех учителей-логопедов. Работа на занятии должна быть интересна и привлекательна для ребят. Только тогда коррекционная работа принесет свои плоды.
Как известно, игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.
В результате возникшего интереса поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование наглядно-дидактических игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Наглядность в игровой форме мною используется, по возможности, на протяжении всего логопедического занятия.
Предлагаю наглядно-игровые средства, которые я использую в своей работе с детьми.
Для проведения артикуляционной гимнастики я использую картинки-символы артикуляционных упражнений, показ которых сопровождается небольшим описанием упражнения в стихотворной форме.
Для повышения мотивационного интереса ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики мною используются такие пособия, как логопедическая лягушка и муляж ротовой полости.
Данные пособия используется как для демонстрации правильного показа упражнений, так и для повышения и поддержания интереса к занятию.
Например, с помощью лягушки можно показать такие артикуляционные упражнения, как «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Часики», «Качели». С помощью муляжа ротовой полости я показываю детям правильность выполнения упражнений «Почистим зубки», «Иголочка» и т. д. Пособия используются как самим логопедом для демонстрации и уточнения упражнений, так и детьми.
Для проведения дыхательной гимнастики используются самые различные пособия. Это пособие «Покорми животное», «Футбол», губные гармошки, свистки, дудочки, «Волшебная бутылочка», перья, «Рыбалка» и другие.
Для развития мелкой моторики используются массажные подушечки и мячики, ежики, различные шнуровки, пазлы, прищепки, доска Сегена, мозаики, трафареты, штриховки.
При работе над слуховым вниманием и фонематическим восприятием используются различные игры :
Игра «Звонок» - назвать звук, сказать какой он, твердый или мягкий, и позвонить в большой или маленький колокольчик.
Игры «Посели картинку в домик», «Логопедическое лото», Игра «Найди картинку».
При работе над лексико-грамматическим строем речи используется картинный материал, игрушки, некоторые виды театров, домино, лото, печатные игры. Весь материал подбирается в соответствии с лексической темой занятия.
Также в своей работе в качестве наглядности я использую мультимедийные презентации, с помощью которых можно довольно красочно и мобильно отработать тот или иной этап. Например автоматизация звуков в слогах, или дифференциация звуков речи (расселить картинки). Также для развития лексико-грамматического строя. Например, на теме «Продукты питания» можно отработать образование числительных на этапе дифференциации звуков С-Ш в словах: одна сушка, две сушки, три сушки и т. д.
Мною используются также аудио материалы – это различные логопедические распевки. (вкл.)
Конечно, весь материал для занятия подбирается с учетом индивидуальных возможностей ребёнка, его личностных качеств. Кто-то с удовольствием будет подпевать под логопедическую распевку, а кто-то тот же самый речевой материал повторит за логопедом, глядя на картинку.
В результате систематического использования наглядно-дидактического материала на логопедических занятиях у детей повышается учебная мотивация, гораздо быстрее формируются речевые навыки, формируется адекватная самооценка, появляется познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Также, для закрепления у детей навыков правильной речи, мною используются театрализации, которые мы разрабатываем и проводим совместно с музыкальным руководителем. Использование элементов логоритмики, игра на музыкальных инструментах, разучивание ролей, сказочный сюжет и показ сказки зрителю ускоряют процесс введения поставленных звуков, отработанных лексико-грамматических понятий в спонтанную речь ребёнка, делает его речь эмоционально-выразительной, раскрепощает ребёнка, делает его общение более свободным и раскованным.