Ольга Сахно
Использование мультимедийных и интерактивных средств в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10
комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области»
Использование мультимедийных и интерактивных средств
в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовил:
Сахно О. С.
воспитатель МБДОУ ДС №10
Новый Оскол
2015
Публикация «Использование мультимедийных и интерактивных средств в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
На современном этапе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях все большую популярность набирают мультимедийные и интерактивные средства, которые имеют существенные преимущества перед традиционным занятием.
Без повышения технологического уровня не мыслится современное образование.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.
Использование интерактивных и мультимедийных средств в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей логопатов, развития их творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование в обучении детей с нарушением речи информационно-коммуникационных технологий позволяет развивать у них умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование мультимедиа в образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Интерактивные доски, компьютеры, становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т. д. Это активизирует познавательную активность детей, расширяет их кругозор. Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм принятия информации: аудио-, видеоизображения, анимацию текста. Эта способность позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, мультимедийные средства создают условия для получения и усвоения информации.
В нашем дошкольном образовательном учреждении мультимедийные технологии мы применяем в виде слайд – фильмов, презентаций, учитывающих индивидуальные способности детей и подобранных с учетом поставленных целей и задач на определенном занятии. Нами было отмечено, что использование интерактивных средств обучения вызывает обширный интерес у детей за счет реалистичности изображения, использования анимации, а если есть интерес, то появится и желание впитать в себя новую информацию. Практика показала, что при систематическом использовании интерактивных и мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. Об этом свидетельствуют следующие факторы:
- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- у детей повышается интерес к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- презентации позволяют представить детям различные жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).
Использование интерактивных средств так же помогает закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающих сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности : восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
По мнению М. П. Концевого, мультимедийные средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Также этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих:
педагогов, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы.
При проведении образовательной деятельности с использованием мультимедийных технологий, необходимо заботиться о соблюдении санитарно -гигиенических норм: четкое изображение, для детей 5 - 7 лет следует проводить такие занятия не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники мы обеспечиваем гигиенически рациональную организацию рабочего места : мебель соответствует росту детей, достаточный уровень освещенности, экран видеомонитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
Таким образом, мы можем сказать, что применение интерактивных и мультимедийных средств в предметном обучении в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие. Также повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень ее понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.
Литература:
1. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – М., 2011.
2. Ларских З. П. Психолого – педагогические проблемы использования компьютерных игровых программ в обучении и развитии дошкольников: Материалы к курсу по выбору – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011.