Алина Вильданова
Применение интерактивных развивающих игр в работе с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:
- отставание в психическом развитии;
- неравномерность проявлений недостаточности развития;
- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
- снижение работоспособности;
- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
Темочки:
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, снижение познавательной активности;
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и. т. д.)
Дети с ЗПР все в меньшей мере усваивают новый материал из – за пробелов в знаниях. Поэтому одной из проблем в коррекционной работе является мотивация : как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с педагогом и с желанием выполнял задания.
Современных детей очень сложно удивить обычными средствами наглядности – картинками, игрушками. Поэтому рассмотрим использование в коррекционной работе интерактивных игр. Интерактивная игра – это современный метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве.
В процессе использования интерактивных игр дошкольники с задержкой психического развития играют индивидуально, в парах, подгруппой, что позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Обучение детей происходит в игровой форме посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т. д. Дети с ЗПР видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигаются.
Интерактивные игры направлены на всестороннее развитие детей с ЗПР :
• дети перетаскивают изображения, отвечая на вопросы;
• находят нужную картинку из четырех
• рисуют буквы;
• учат цифры;
• сортируют геометрические фигуры;
• дети выбирают цвета и эффекты и рисуют пальцами и др.
Например, рассмотрим одну интерактивную игру «Учим фрукты и овощи с детьми».
«Учим фрукты и овощи с детьми»- это развивающая игра, которая помогает детям выучить новые слова и начать лучше понимать язык. В этой игре 12 развивающих упражнений, которые подходят для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти упражнения на изучение фруктов и овощей позволят юным исследователям развиваться, играя с фигурами, цветами, размерами и числами. В интерактивной игре также есть забавные пазлы с фруктами и овощами и раскраски. Все предметы появляются в случайном порядке, что позволяет развить гибкость мышления у детей с задержкой психического развития.
В коррекционную работу с детьми можно включать разные развивающие игры в зависимости от темы занятия. Таким образом, такие игры настоящая находка и хорошие помощники. Интерактивные развивающие игры являются новой сферой образования, которые дают возможность перейти от объяснительно - иллюстративному к деятельностному способу обучения. Такой способ подачи знаний имеет качественно новое содержания и развития ребенка, потому что дошкольник становиться активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Применения интерактивных игр в коррекционной работы позволили выявить то, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
• повышению мотивации обучения детей;
• формированию и развитию совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов;
• помогает развитию непроизвольного внимания;
• развитию мелкой моторики детей;
• повышению самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;
• активной позиции, за счет представления себя в новой роли;
• расширению объема получаемой информации, увеличению восприятия, лучшему запоминанию;
• развитию таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
С помощью интерактивных развивающих игр решение учебных и коррекционных задач встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями, коррекционно-образовательными потребностями ребенка, а так же с учетом рекомендаций СанПиН.
Применение таких игр в процессе коррекции речи у детей с ЗПР позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи, учитывая закономерности и особенности психического развития детей.
Использование интерактивных игр помогает делать индивидуальные занятия с детьми с задержкой психического развития интересными и увлекательными, а педагогам - дарит новые творческие идеи и помогает подготовиться к занятиям быстро и легко.
В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов, игр и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно, предусмотреть дополнительные индивидуальные разноуровневые задания.
Опора на здоровьесберегающие технологии — обязательный фактор успешного и эффективного использования цифровых ресурсов. Внедряя в практику работы информационные коммуникационные технологии, следует исходить из принципа «не навредить» здоровью ребёнка, соблюдать рекомендации по вопросу безопасности работы на компьютере в детском саду и дома. А так же, при анализе цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для детей дошкольного возраста, необходимо особо оценивать их соответствие психофизиологическим, эргономическим, эстетическим, нормативным требованиям, предъявляемым к программным продуктам для данной возрастной категории.
В дошкольном учреждении и дома необходимо соблюдать следующие гигиенические требования к применению интерактивных игр :
• Использовать интерактивные игры один раз в день, не чаще трёх дней в неделю;
• Непрерывная продолжительность игровых упражнений не должна превышать для детей 3-4 лет - 10 минут, 5-6 лет – 15 минут, 6-8 лет 20 минут, для часто болеющих детей время применения сокращается;
• Если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения - после консультации с врачом;
• При использовании просмотра на интерактивной доске дети располагаются на расстоянии не ближе 2 м и не дальше 5 м от экрана;
• После деятельности с использованием интерактивных игр проводится гимнастика для глаз.