Любовь Лисова
Статья «Применение игровой технологии «Кубигород» в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопункта»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению дошкольников родному языку. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми, и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Публикация «Статья „Применение игровой технологии „Кубигород“ в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопункта“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В настоящее время увеличилось число детей с нарушением развития речи. Ежегодное логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста в нашем ДОУ свидетельствует о том, что 30-40 % воспитанников имеют речевые нарушения. Такие дети получают коррекционную помощь в условиях логопедической группы или логопункта нашего дошкольного учреждения. Основная задача меня как учителя-логопеда – помочь дошкольникам исправить речевые патологии и подготовить их к обучению в школе.
Работа в данном направлении охватывает весь языковой спектр и все компоненты речи. Система развития речи включает в себя следующие разделы:
- работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;
- формирование грамматической стороны речи;
- развитие словарного запаса;
- развитие мелкой моторики;
- формирование навыков письма;
- обучение чтению.
Я работаю на логопункте с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения: дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения предложно-падежных конструкций, слоговой структуры, фонематического восприятия звуконаполняемости слов, грамматического строя речи, скудный словарный запас (как активный, так и пассивный, аграмматизмы. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. У большинства детей нарушены процессы мышления, память, внимание. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
В силу объективных причин в условиях логопункта обучение детей с тяжелыми нарушениями речи занимает более продолжительное время, чем в условиях логопедической группы. Но достичь максимального результата, сократив время обучения возможно, если наряду с традиционными методами использовать современные инновационные технологии. Мой опыт работы в дошкольном учреждении комбинированного вида для детей с нарушениями речи показал, что наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности дошкольников – игры.
Игра занимает значительное место в жизни дошкольника. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Известно, что поведение детей с речевыми нарушениями в игре характеризуется рядом особенностей. Они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.
Игра способствует развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Поэтому в своей работе с детьми я широко использую возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребенка наиболее интересна, нежели действия по строгим правилам. В игровой форме новый учебный материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становиться доступным.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарный запас, речь становиться грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу и синтезу превращаются в увлекательные занятия.
В логопедических играх часто возникают незнакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т. п.).
В работе с детьми, страдающими общим недоразвитие речи, главное – это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.
Игра дает свободу. Игра – незадача, не долг, не закон. Игра создает гармонию, формирует желание к совершенству. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Игра дает развитие воображения. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушить правила и быть в игре.
Правила проведения речевых игр.
1. Подготовка к игре (до того как дети начнут играть, следует проделать ряд необходимых речевых упражнений).
2. Проведение игры в неторопливом темпе. Длительность игры – 5-10 минут.
3. Многократное продолжение речевой игры (начинается с упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).
4. Обязательное предъявление речевого образца.
5. Постепенное введение в активную речь детей текста речевой игры (в некоторых случаях текст игры адаптируется к речевым возможностям детей).
6. Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.
7. Вовлечение в игру уже выбывших детей с помощью использования различных «выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений).
8. Развитие у детей навыка контроля своей и чужой речи.
9. Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого задания.
10. Поощрение инициативы.
Проведение огромного количества индивидуальных занятий в условиях логопункта с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует поиска новых игровых приемов. Изучив методическую литературу, а также другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы, я доработала, дополнила очень интересный вариант логопедической игры «Логокуб».
Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо материал подобран таким образом, что не соответствует ряду программных требований. «Изюминка» логокуба заключается в том, что материал подбирается с учетом речевых возможностей детей данной группы.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, другая – игровая. Поэтому может быть использована при условии любого программного материала. Дидактическая игра помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова. Легко усваивать грамматические нормы. Логокуб таит в себе большие возможности, дает ребятам определенный объем знаний и учит их владеть своими знаниями, развивает творческую активность, самостоятельность мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи.
Взяв во внимание все вышесказанное, мною было принято решение ввести новую игровую технологию «Кубигород». Я изготовила дидактическое наглядное пособие, предназначенное для развития всех сторон речи. Эта технология предполагает использование в работе серии кубиков разной величины, на гранях которых расположен материал для дидактических игр или упражнений. Технология функциональна, вариативна. Кубики изготовлены из различного материала (фанера, картон, ткань, некоторые кубики оснащены прозрачными кармашками, в которые можно вкладывать наглядный материал в соответствии с темой и задачами каждого занятия.
Немецкий ученый Фридрих Фребель отмечал уникальность кубиков для развития ребенка. Он считал кубики «бесспорным и необходимым даром для ребенка» второй важной игрушкой после мяча. «Кубигород» предназначен как для совместной со взрослым деятельности, так и для самостоятельной игры. При применении игровой технологии «Кубигород» я отметила, что у детей лучше развивается мелкая моторика пальцев рук, пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, связная речь, расширяется словарный запас, формируется культура общения. Кроме того «Кубигород» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.
Куб можно использовать на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента. Также кубики можно прятать и показывать вновь. Таким образом, основные достоинства пособия заключаются в следующем:
- кубы удобны в использовании;
- участвовать в игре и выполнять задания может один ребенок или вся группа детей одновременно;
- кубы можно переставлять, переносить;
- кубы объемны, но удобны для хранения;
- кубы дают возможность логопеду и воспитателю использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а так же автоматизацию звуков.