Светлана Николаевна Горбенко
Педагогический проект Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно исследовательский
Вид проекта : долгосрочный (1.09.2014 -31.05.2015)
Цель проекта :Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича.
Задачи проекта :
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Публикация «Педагогический проект Тема: „Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В, В, Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
• Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
• Развитие мелкой моторики.
Участники: дети подготовительной к школе группы «Теремок» и их родители. Воспитатели.
Актуальность темы
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Учитывая актуальность значения, которая имеет игровая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема проекта.
План реализации проекта.
I этап – подготовительный (сентябрь,октябрь, ноябрь)
Заинтересовать родителей в реализации проекта, ознакомить детей и родителей с персонажами сказок, определить задачи, подобрать игровые задания, играть и заниматься с детьми.
II этап – основной (декабрь, январь, февраль)
На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.
Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности-как самостоятельной, так и совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.
III этап – этап практической реализации проекта (март, апрель)
На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.
IV этап - итоговый (май)
Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
I этап – подготовительный
Оснащение образовательного процесса, педагоги Дети Родители Сроки
Изучение методической литературы. Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала Ознакомить детей с математическими сказками и персонажами сказок. Сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в подготовительной к школе группе» на род. собрании.
Сентябрь
Изготовление дидактической игры по математике. Знакомство с играми Воскобовича : «Квадрат Воскобовича» (двухцветный», «Геоконт». Помощь родителей в изготовлении игры «Квадрат Воскобовича» (двухцветный, Октябрь
Подбор настольно-печатных игр. Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей.
Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.
Ноябрь
II этап - основной
Подбор игровых заданий. Знакомство с играми Воскобовича : «Восьмёрка»,
«Чудо – соты»,
«Математические корзинки». Рассматривание схем, альбомов, памятки к играм Воскобовича. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» Декабрь
Оформление уголка занимательной математики Проведение занятий,
индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП
с использованием занимательного материала. Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице» Январь
Изготовление дидактической игры «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный) Знакомство с игрой «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный» Помощь родителей в изготовлении игры «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный). Февраль
Подбор сюжетно-дидактических игр Игра-викторина «Секреты математики»
Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук»
Март
Итоговое занятие «Путешествие на планету математика» Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр Открытое итоговое занятие «Путешествие на планету математика» на родительском собрании Апрель
III этап – заключительный
Презентация проекта в форме открытого занятия для родителей Подведение итогов Индивидуальные беседы и консультации Май
Анализ результативности проекта
• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.
• Оформлен уголок занимательной математики.
• Изготовлены дидактические игры по математике : «Найди нужный предмет», «Составь предмет из счетных палочек».
• Проведено итоговое занятие «Математическое королевство» для родителей.
Библиографический список:
• Принципы методики Воскобовича. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович.
• Демидова Н. В. «Развивающие игры Воскобовича». Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5.
• Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М. ; Просвещение 1992г.
• З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
•З. А. Михайлова «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
•З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М. : Просвещение, 1990.
• И. Морозова «Развитие элементарных математических представлений : Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.
•В. П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М. : Мозаика-Синтез, 2002.