Ирина Попова
Проект «Развитие речи посредством дидактической игры» (средняя группа)
▼ Скачать +Заказ
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (март, апрель 2019 г.).
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Вид: интегративный, коммуникативный.
Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Публикация «Проект „Развитие речи посредством дидактической игры“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Задачи: 1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь; 2. Развивать познавательную активность, творческие способности. 3. Создать условия для развития речи детей при помощи дидактических игр. 4. Обогатить предметно-развивающую среду группы. 5. Укрепить связи между детским садом и семьёй. 6. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.
Актуальность: тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей: 1. Повышение уровня развития речи у детей. 2. Умение обратиться за помощью к взрослым. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие познавательной активности, творческих способностей. 5. Умение самостоятельно играть в игры.
Для педагогов: 1. Новые знания о развитии речи детей посредством дидактических игр. 2. Желание работать в этом направлении с использованием дидактических игр. 3. Повышение самообразования. 4. Укрепление отношений с родителями.
Для родителей: 1. Сближение с детьми и педагогами. 2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду. 3. Получение и изучение информации через консультацию педагога. 4. Взаимопомощь в проекте.
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный: самостоятельная деятельность педагога: 1. Изучение литературы. 2. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр. 3. Создание предметно-развивающей среды. 4. Подбор и классификация дидактических игр. 5. Пополнять и обновлять «Игротеку» дидактическими играми в группе.
2 этап – основной: 1. На втором этапе были введены в непосредственно образовательную деятельность детей дидактические игры по теме и по направлениям развития речи. 2. Проводились дидактические игры на развитие мелкой моторики рук «Мозаика», «Собери бусы», «Весёлые шнурки», «Занимательный куб». 3. Были проведены игры на развитие дыхания : «Подуй на вертушку», «Подуй на бумажный кораблик», «Сдуй шарик». 4. Были проведены дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование и активизацию словаря детей на основе углублё нных знаний о ближайшем окружении: расширение представлений о предметах, явлениях, событиях («Ласковые слова», «Опиши предмет», «Лото», «Кому что нужно для работы?», «Скажи наоборот», «Холодно-горячо»). Игры проводились в групповой и индивидуальной форме.
5. Были проведены дидактические игры на формирование грамматического строя речи, где закрепляли умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму существительных в именительных падежах, правильно употреблять форму множественного числа, родительного падежа существительных («Один-много», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», «Назови одним словом», «Выполни поручения», «Что делает?», «Назови правильно») Эти игры проводились как подгруппами так и в индивидуальной форме. 6. Были проведены НОД с использованием дидактических игр «Путешествие в страну «Домашних животных», НОД «Волшебный мешочек», НОД Путешествие в сказочную страну», НОД «Кому что нужно для работы?»
7. Проводились дидактические игры, направленные на формирование связной речи у детей, совершенствование диалогической речи. Дети принимали участие в беседе, описывали предметы, картинки; упражнялись в составлении рассказов по картинкам или предметам. Упражнялись в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки сказок. Игры проводились в групповой и индивидуальной форме с детьми («Расскажи сказку», «Расскажи про игрушку», «Волшебный мешочек», «Составь историю по картинке», «Четвёртый лишний»).
1. Консультация для родителей "Дидактическая игра - что это такое?" 2. Беседа с родителями "Играйте вместе с детьми". 3. Провели консультацию для родителей «В какие дидактические игры поиграть с детьми 4-5 лет». 4. Беседа с родителями "Играем вместе". 5. Оформили родительский уголок «Волшебный мир игры». 6. Изготовление родителями совместно с детьми новых дидактических игр «Назови, что лишнее», «Времена года», «На что это похоже?», «Играем в сказку «Три поросёнка», лото «Угадай сказку», «Что сначала, что потом?» (по русским народным сказкам). 7. Выставка дидактических игр, изготовленных родителями совместно с детьми.
3 этап – заключительный: подведение выводов.
Для педагогов: после второго этапа можно увидеть то, что правильно созданные условия помогли детям пополнить и обогатить словарный запас. Дети проявляли интерес к играм, увлеченно играли. Играя с детьми в такие игры, которые помогли сформировать речь, а так же стать более уверенными и доброжелательными к другим игрокам в игре.
Для детей: многие дети с большой радостью принимали участие в этих играх, уверенно отвечали на вопросы педагога в словесных играх. А через игры-путешествия дети расширяли словарный запас новыми незнакомыми словами и понятиями. Больше употребляли в речи прилагательных, глаголов, наречий и предлогов. Лучше стали образовывать форму множественного числа существительных (обозначающих детенышей животных).
Для родителей: родители узнали больше о развитии речи у детей через дидактические игры. Для родителей проводилась консультация «В какие дидактические игры можно поиграть с ребёнком 4-5 лет»). Так же проявились больше родители, которые хотели помочь в изготовлении дидактических игр для проекта, совместно с родителями пополнили «Игротеку» новыми дидактическими играми.
Литература: 1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28. 2. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». (Пособие для воспитателя детского сада). М., «Просвещение», 1973. 3. Кузнецова А. Е. «Лучшие развивающие игры для детей от трёх до семи лет» – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 4. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» : Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80 с. 5. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ». Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Авт. -сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 96 с.