Екатерина Петрова
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры»
Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является залогом его успешного развития и становления полноценной личностью, а так же помогает в осуществлении разных видов деятельности. Сенсорное развитие способствует формированию различных способностей, которые определяют ребенка и его готовность к дальнейшему обучению в школе.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Уровень сенсорного воспитания во многом определяет успешность умственного, физического и эстетического воспитания ребенка. Другими словами сенсорное воспитание определяет то, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Дидактическая игра (о греч. Didaktikus – поучительный) - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями
Цель: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.
Задачи:
- формирование общей сенсорной способности;
- обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д. ;
- получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
- умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуального развития
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром
-развивает наблюдательность
-готовит к реальной жизни
-позитивно влияет на эстетическое чувство
-является основой для развития воображения
-развивает внимание
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
-влияет на расширение словарного запаса ребенка
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти
Исходя из целей и задач можно выделить принципы:
1. Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания на основе дидактической игры.
2. Актуальность дидактического материала (наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т. д.).
3. Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.
4. Соревновательность (создает у ребенка стремление выполнить задание быстрее)
Для достижения поставленных целей и задач, мной была разработана программа кружка «Занимательная сенсорика», цель которого подбор системы дидактических игр, позволяющих эффективно развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей.
Основная форма работы – дидактические игры.
В своей работе часто использую большое количество дидактических игр, которые направлены именно на сенсорное развитие детей разных возрастов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов: эталоны формы, цвета, величины, слухового восприятия, вкуса, обонятельного восприятия.
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма и величина
Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;
2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и сравнивать его, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Примерные игры «Цвета», «Собери по цвету», «Найди лишнее», «Разложи радугу»
Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;
5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
Примерные игры : «Построй домик», «Укрась платочек» и т. д.
Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
3. формировать отношение к величине, как к значимому признаку;
4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;
6. обратить внимание на относительность величины предметов;
7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Примерные игры : «Построй башню», «Найди по величине», «Разложи по размеру» и т. д.
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Тактильная (поверхностная) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Также применяются игры со шнуровками, прищепками, палочками, спичками и другими природными материалами.
В результате опыта работы пришла к выводу, что при внедрении дидактических игр к концу года у детей наблюдается совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
-В формировании математических способностей дошколенка положительная динамика: закрепление знаний цвета, величины и формы предметов.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что дидактические игры имеют огромное значение и эффективны для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста. Значит, что целесообразно дальнейшее применение дидактических игр для сенсорного развития ребенка.
Список литературы:
1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Павлова Л. Ю.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315
4. www.infourok.ru
5. www.vremyaznani.ru