Абилова Жанар
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры» Возрастная группа: средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры»
Возрастная группа : средняя группа «Бусинки»
Воспитатель:
Абилова Жанар Бакыткиреевна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА…. …. 3
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…. …5
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА…. 7
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры“ Возрастная группа: средняя группа» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
4. ПЕРСПЕКТИВНЫ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ….8
5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ….12
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры»
Сроки 2019 г.
Руководитель и разработчик проекта Абилова Жанар Бакыткиреевна
Цель проекта воспитание патриотизма дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры через народные игры.
Задачи проекта
познакомить детей с казахскими народными играми; с историей возникновения праздников;
развивать интерес к истории, традициям разных народов; поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки; познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; связную речь, активизировать словарь детей через народный фольклор;
вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;
воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость).
Сроки и этапы реализации
Проект реализуется в три этапа:
I этап – организационно-подготовительный, январь - 2019 года: постановка цели (мотивация, выяснение актуальности. Накопление, изучение, подбор и анализ научно-исследовательской, методической литературы по проблеме приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, интернет-ресурсов по данной теме; разработка проекта. Ознакомление родителей с проектом. Оснащение предметно развивающей среды ДУ. Составление картотеки казахских народных подвижных игр; «Традиции и обычаи казахского народа».
II этап – практический (основной, февраль - май 2019 года: взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами казахского народного быта и культуры. Проведение ОД с использованием народных игр. Занятия, беседы, сценарии, досуги и развлечения с детьми по данной теме («Знакомство с национальной одеждой», «Знакомство с традициями и бытом казахского народа» (просмотр иллюстраций) «Чтение художественной литературы» : казахские народные сказки; аппликация национальной одежды «Камзол» «Тюбетейка» и украшение их казахскими национальными орнаментами; подвижные игры …
III этап – май 2019 года: фотоколлаж по итогам работы. Итоговое развлечение совместно с родителями «Мы в мире, дружбе будем жить». Выставка предметов народного быта и казахского национального подворья. Представление материалов проекта на педагогическом совете в ДОУ в форме презентации. Размещение информации и фотографий на сайте ДОУ.
Ожидаемые конечные результаты и показатели проекта У детей расширились представления о казахском народном искусстве (музыкальных инструментах, предметах быта, национальной одежды, проявили интерес к казахским народным сказкам. Воспитанники познакомились с многообразием игр казахского народа, получили положительные эмоции в совместной деятельности со взрослыми. Были созданы условия для развития коммуникативных и творческих навыков, способствующие воспитанию нравственности и патриотизма у дошкольников.
Участники проекта дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Основание для разработки Реализация образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Колосок»
с. Нижняя Павловка Оренбургского района.
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно — прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура — это отражение души нации, его национального характера, самосознания. Национальная культура может преобладать на какой — либо территории, но не являться единственной. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.
К. Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственной основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.
Дошкольный возраст — период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.
Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания уважения у подрастающего поколения к традициям, языку, культуре своего народа.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и в сохранении ее в наших детях.
Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.
Приобщение к народному творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес и любовь к играм, танцам, фольклору. Задача педагогов — постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально- региональных особенностей, а также совершенствования средств, методов и приемов воздействия родителей на развитие личности ребенка. В исследованиях психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Божович, и др.) уделяется много внимания зависимости формирования психических свойств личности от семейного окружения. Они доказали, что под воздействием социальных условий, в том числе и семейных, ребенок обладает формами общественного поведения, культурой.
Простота, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, декоративно — прикладном искусстве, играх, праздниках, делает национальную культуру привлекательной, понятной для детей дошкольного возраста.
Поскольку самым доступным материалом для детей считается игра, то нельзя обойти вниманием народные подвижные игры, как вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков. Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка — дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Мы считаем, что приобщение дошкольников к национальной культуре на основе изучения народных игр служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность.
4. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ
Месяц Цель Деятельность
Февраль
Дать детям представление о традициях и особенностях народа.
Приобщать детей к истокам казахской народной культуры : знакомить с народными играми;
развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге в определенном направлении. Беседа «Традиции и быт казахского народа»
Подвижная игра «Юрта»
Расширить представление о том, что входит в казахский национальный костюм.
Знакомить с народными играми; развивать скорость реакции и быстроту бега. Презентация «Национальный костюм».
Подвижная игра «Ястребы и ласточки» (Жапактар жане карлыгаш)
Формировать у детей понятие о жанре казахского народного творчества, учить внимательно слушать произведение, понимать смысл прочитанного. Чтение художественной литературы: казахские народные сказки «Жадный бай и Алдар-Косе», «Волк и лиса»
Приобщать детей к истокам казахской народной культуры : знакомить с народными играми.
Подвижная игра «Котермек» (Подними-ка)
Март
Приобщить детей к знанию национальных костюмов. Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.
Знакомить с народными играми. Развивать выносливость и быстроту реакции. Дидактическая игра «Одень бумажную куклу в казахский национальный костюм»
Подвижная игра «Платок с узелком» (Орамал)
Дать элементарное представление по сервировке казахского стола. Учить детей общаться между собой. Развивать разговорную речь, самостоятельность. Воспитывать дружелюбие. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «К нам приехали гости»
Формирование умения определять характер произведения Чтение художественной литературы: казахские народные сказки «Четыре друга», «Как человек подружился с кошкой и собакой».
Учить детей выполнять аппликационную работу нетрадиционным способом: при помощи цветного песка: обводить трафарет, намазывать трафаретный рисунок клеем и засыпать его цветным песком нужного цвета; аккуратно убирать остатки песка. Развивать творческие навыки, мышление, моторику и координацию движения рук. Воспитывать аккуратность, целеустремленность, желание доводить начатое дело до конца.
Продолжать знакомить с народными играми; развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Аппликация с использованием нетрадиционных техник ИЗО «Камзол» (украшение казахским национальным орнаментом)
Подвижная игра «Подними монету» (Куме алу)
Апрель
Приобщать детей к истокам казахской народной культуры : знакомить с народными играми; развивать скорость реакции и быстроту бега.
Подвижная игра «Цыплята» (Балапандар)
Учить детей сравнивать, сопоставлять; формировать привычку доказывать что это так, а не иначе, ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, давая ребенку возможность выбора собственной позиции, формировать чувство доброты, самоотверженности, сопереживания. Чтение художественной литературы: казахские народные сказки
«Лиса, скворец и ворона», «Добрый и злой»
Развивать у детей творческие способности, чувство цвета, композиции, самостоятельно располагать и наклеивать элементы орнамента, используя системный подход, расширять представление детей о национальной культуре, в частности о казахском национальном костюме. Воспитывать интерес к казахскому народному творчеству. Развивать двигательную активность.
Аппликация «Тюбетейка» (украшение казахским национальным орнаментом)
Подвижная игра «Есть идея!» (Такия тастамак)
Украсить предметы быта элементами казахского орнамента геометрическими фигурами прямоугольниками.
Учить детей украшать предметы быта элементами казахского орнамента геометрическими фигурами прямоугольниками. Закрепить умение правильно держать кисточку. Развивать аккуратность.
Рисование «Украсим сырмак» (украшение ковра казахским национальным орнаментом)
Май
Научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит. Дидактическая игра «Сложи картинку юрты»
Приобщать детей к истокам казахской народной культуры : продолжать знакомить с народными играми. Подвижная игра «Бурук-теппек»
Развивать понятие о казахских орнаментах; научить украшать рисунки орнаментами «следы барашка» и «волны на воде»; научить правильно пользоваться красками; развивать навыки чистоты и бережливости; воспитывать уважение к национальным традициям. Рисование «Украшение мужского камзола»
Формирование у детей дошкольного возраста стремления быть терпимыми в обществе людей;
расширить их кругозор о многообразии национальностей;
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность суждений, активный словарный запас, умение слушать и слышать в процессе диалога с педагогом;
воспитывать интерес и терпимость к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности, уважение к ним и к мнению окружающих, культуру межличностного взаимодействия в группе на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Итоговое мероприятие «Мы в мире, дружбе будем жить» (с презентацией национальных блюд) и совместным чаепитием по обычаю.
5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
№ Мероприятия Сроки
1 Вечер вопросов и ответов «Секреты воспитания».
Январь
2 Семейная гостиная «Роль родителей в воспитании у детей любви к своей нации»
Февраль
3 Конкурс «Кукла в национальном костюме» Февраль
3 Консультация для родителей «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости» Март
4 Консультация для родителей «Расскажите детям о ваших корнях».
Март
5 Семейный досуг «Традиции разных народов» Апрель
6 Папка-передвижка «Актуальность нравственно-патриотического воспитания» Апрель
7 Изготовление семейных альбомов «Наши семейные традиции» В течении полугодия
8 Итоговое (совместное с семьями воспитанников) мероприятие «Мы в мире, дружбе будем жить» (с презентацией национальных блюд) и совместным чаепитием по обычаю. Май