Валентина Макеева
Проект «Формирование сенсорной сферы у детей раннего возраста средствами дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – практический; долгосрочный 1- год.
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Участники проекта : дошкольники раннего возраста, педагог, родители.
Предмет исследования: процесс сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Задачи:
Публикация «Проект „Формирование сенсорной сферы у детей раннего возраста средствами дидактических игр“» размещена в разделах
Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему;
разработать перспективный план работы по формированию сенсорной сферы посредством дидактических игр;
создать в процессе образовательной деятельности благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Данный проект направлен на систему работы с детьми в возрасте 2-3 лет, помогающую развивать сенсорную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету.
Закреплять навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная,прямоугольная и квадратная).
Сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе сенсорного развития посредством бытовой деятельности в режимных моментах.
Содержание работы может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п.
Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Свосприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т. е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Ребенка окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности.
Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности.
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада. Помимо различных дидактических игр и пособий, таких, как «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы», «Матрёшки»; «Шары»; «Найди по цвету, форме», «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, складные кубики и т. д., был организован сенсорный центр, который пополнили специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей.
Перспективный план работы
(ранний возраст)
Месяц Тема занятий Задачи
Сентябрь Д/и «Овощи» Развивать тактильные и вкусовые ощущения
Рисование «Овощи» Развитие формы, цвета
Д/и «Спрячь мышку» Развивать цвет
Д/и «Магазин» Учить группировать предметы по общему признаку
Октябрь Д/и «Составь фигуру» Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия
Д/и «Матрёшкино новоселье» Развивать цвет
Д/и «Сбор фруктов» Формирование величины
Аппликация «Лебёдушка» Закрепление цвета
Ноябрь Лепка «Яблоки и груши» Формирование представлений о цвете и форме
Заварка чая с лимоном Показать и назвать действия, которые в последствии дети могут перенести в игровую ситуацию
Д/и «Чего не хватает» Формирование представлений о цвете и форме
Д/и «Чудесный мешочек» Учить на ощупь находить геометрические фигуры
Декабрь Д/и «Найди все фигуры как эта» Дать представления о цвете, форме и размере.
Д/и «Чем похоже, чем отличается» Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине
Рассматривание меха и пальтовых тканей Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи
Д/и «Украсим ёлочку» Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет
Январь Д/и Домино Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете
Д/и «Кто скорее соберёт» Учить собирать пирамидки
Д/и «Что лежит в мешочке» Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.
Февраль
Д/и «Придумай сам»
Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов
Д/и «Сравнение шарика и куба» Познакомить с формой предмета
Геометрическое лото Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической
Рисование «Разноцветные колечки» Формировать представление о разных цветах.
Учить сравнивать по величине
Март Аппликация «Украсим салфетку» Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприятие
Найди предмет такой же формы Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом
Конструирование «Башня» Закреплять представление об относительной величине предметов
Аппликация «Узор по кругу» Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа
Апрель Ознакомление с деревом и резиной Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины
Д/и «Орнамент» Учить воспринимать, воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета, формы
Д/и «Чудесный мешочек» Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи
Лепка «Миски трёх медведей» Учить лепить мисочки разного размера
Май Д/и «Цвет и форма» Закрепить представление о пяти геометрических фигурах
Д/и «Посади огород» Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей
Д/и «Составь предмет» Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)
Конструирование из песка Продолжать знакомить детей со свойствами песка
Результативность
Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;
Дети получили представления о форме, величине, цвете предметов;
Научились группировать предметы по заданному признаку;
Дети освоили навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимали активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.