Папки-передвижки

«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»

Татьяна Данилова
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста -это формирование новых, не существующих у ребенка сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений);это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме,цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.

Публикация «„Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

2. Позновательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие происходит через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие-развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие -через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение5 сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное восприятие направлено на то,чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения. Справедливо считать, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания оно направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов- это основные цвета, черный, белый, оттенки, пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, три величины (большой, средний, маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

-Экспериментирование с материалом и веществами (вода, песок).

-Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только по средствам различных дидактических игр ребенок наиболее легко все усваивает. На основании этого можно поставить следующие задачи:

-Создать условия для обогащения и накоплений сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-Формировать представления детей о форме, величине и цвете предметов.

-Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.

-Развивать умение группировать предметы.

-Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

-Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

-Воспитывать интерес к окружающему миру.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка можно выстроить работу по сенсорному воспитанию поэтапно. Ребятам, хорошо усваивающим программу,задания в дидактических играх можно менять и усложнять. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.

Обучение детей обследованию предметов проводить последовательно. Например, беря в руки шар, дети накладывают на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже по- другому. Они берут их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани. Полые предметы дети берут иначе. Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры : «Чудесный мешочек», «Что в мешочке?», «Догадайся,что за предмет».

Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:

-Игры по формированию представлений о величине предметов : «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

- Игры по формированию представлений о форме предметов : «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»(детям раздают карты с вырезанными контурами фигуры. Педагог показывает фигуру, просит назвать ее, какого она цвета, у кого есть такая на карточке, и так далее пока дети не закроют все карточки., «Прятки».

- Игры по формированию представлений о цвете предметов :

«Сделаем куклам бусы»

Оборудование: Плоскостное изображение кукол, одетых в одинаковые платья разных цветов. Мелкие кружочки – бусы, таких же цветов что и платья.

Ход игры: Предложить детям выбрать кукол. Надо помочь куклам сделать бусы. Дети выкладывают бусы такого же цвета что и платье.

«Подбери чашку к блюдцам»

Ход игры : показывают детям кашку предложить найти такого же цвета блюдце.

«Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение : «Такой же шарик. Предметы одинаковые. Цветочки разные.» Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета. Работу по цвето-восприятию можно продолжить в сюжетно-ролевой игре «Семья».Предложить для куклы в красном платье налить чай красную чашку и поставить на блюдце такого же цвета.

2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию.

Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять умение определять цвет, форму, величину предметов. Дидактические игры разученные ранее используют в интегрированном образовательном процессе:

-в образовательной области «Познавательное развитие»( «В какую коробочку», «Чудесный мешочек».)

- в художественно- эстетическом развитии( «Разноцветные капли», «Сложи узор» и др.)

- в речевом развитии( «Назови какой», «Кто вышел погулять»).

3 этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.

На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки : башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Доля самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери пазл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие. Дети проявляют интерес так же к наборам для завинчивания к мозаике.

В работе с родителями следует проводить консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться дома для закрепления навыков.

Таким образом благодаря дидактическим играм дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, делают выводы, начинают логически мыслить.

Публикации по теме:

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы) Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении.

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»
Опубликовано: 25 марта 2015 в 19:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Данилова (УИ 279801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД