Получи документы

«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений» (1 фото)

Юлия Русяева
«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Особый интерес в работе с детьми раннего возраста у меня вызывает овладение словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Анализируя исследования учёных Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, Г. Л. Розенгарт-Пупко, В. А. Петровой мной был сделан вывод о том, что одним из наиболее ответственных периодов в развитии речи ребёнка является 3-ой год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в речевом общении с окружающими, развиваются отдельные функции речи. Мной были проанализированы особенности формирования словаря детей раннего возраста, а так же задачи словарной работы в группе раннего возраста.

Публикация «„Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах

На основе анализа психолого – педагогической литературы и формировался мой педагогический опыт – «Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений». Изучив публикации в периодической печати, материалы Интернета и педагогический опыт коллег я выяснила, что одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры, т. к. использование их повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель и задачи.

Цель: Формирование активного и пассивного словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений.

Задачи представлены на слайде, их читать не надо.

1. Развивать потребности в речевом общении.

2. Формировать умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.

3. Расширять ориентировки детей в ближайшем окружении, пополнение запаса понимаемых слов и активный словарь,

4. Формировать умение выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.

5. Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

А мне хотелось бы остановиться на планируемых результатах.

Я считаю, что при целенаправленном введении в образовательный процесс дидактических игр и упражнений концу раннего возраста, будут сформированы целевые ориентиры ФГОС в формировании словаря :

[/u][/b]

1. Овладеет активной и пассивной речью, включенной в общение. На основе расширения ориентировок детей в ближайшем окружении разовьется понимание речи и активизируется словарь.

2. По словесному указанию дети смогут находить предметы по названию, цвету, размеру, называть их местоположение, имитировать действия людей и животных. 2. Словарь детей обогатится всеми частями речи, смогут употреблять усвоенные слова в самостоятельной речи.

4. Дети будут стремиться к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях, действиях.

Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс дидактических игр и упражнений для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.

Свою работу по решению задач я разделила на 3 этапа.

Почему? В виду того, что в начале года мы принимаем детей в группу, у них происходит процесс адаптации к условиям детского сада, поэтому задачи дидактических игр и упражнений направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи.

I этап.

Первоначально формировали пассивный словарь детей, где основная задача направлена на развитие внимания к обращенной речи взрослых и ее понимание. В этот период с помощью игр знакомили с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными. Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Мы провели серию игр таких, как «Найдем игрушки», «Выбери игрушку», «Узнай и назови овощи», «Слушай и выполняй», «Кто там?», Послушаем, что слышно», «Скажи, что звучит» «Узнай, кто говорит», «Кто как кричит» позволяют развивать слух детей. Мы просили ребенка принести, например, машинку. Если он ошибался, мы сами показывали на нужный предмет. Затем спрашивали, что это, а если ребенок затруднялся сказать, мы давали речевой образец и просили повторить. Чтобы закрепить название слов в пассивном словаре детей использовали тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и т. д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляли название слова в пассивном словаре. Очень нравятся детям игры - поручения. Впоследствии, когда дети легко находят и показывают предметы, картинки, переходим ко второму этапу.

II этап

«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений»

Основная работа данного этапа заключается в формировании обобщающих слов, связанных с предметами и действиями. Мы организовывали игры «Глажение белья», «Приготовление обеда» и др. При этом давали речевые упражнения, включая в них задания: «Что можно гладить? Что мы стирали? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно завязать, открыть?» Уточняя и активизируя глаголы, детям предлагают различать и называть действия, противоположные по значению. На хорошо знакомых предметах детям легче различать, сравнивать и называть цвет, размер, характер поверхности и другие качества, осваивать пространственные отношения.

Дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла обедает», «Магазин», «Чьи детки?» помогли закрепить знания детей о названии одежды, посуды, мебели, игрушек, овощей, фруктов, растений, животных и их детёнышей, активизировали речь. С накоплением существительных в словаре детей начали появляться обобщающие понятия. Манипулируя игрушками в процессе игры дети обозначали действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы. В играх: «Больше - меньше», «Чудесный мешочек» дети учились видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

III этап.

На данном этапе мы учили детей замечать, понимать и выражать словесно состояние, настроение окружающих, особенности их поведения и взаимоотношений (веселый, грустный, сердитый, помогает, не обижает детей, добрый). Побуждали к использованию в речи данных слов, следили за правильностью их употребления.

Планировали упражнения, игры, в которых ребенок ставится перед необходимостью назвать качества предметов, их отношения. Например, в вечерний отрезок времени в группе (зимой, на прогулке (летом) дети играют в игру «Поймай рыбку» : «Какой тебе дать сачок, чтобы ты поймал большую (маленькую, красную) рыбку? — Большой, маленький, красный».

В играх с куклами, машинами, животными, кубиками побуждали использовать слова : горячий, вкусный картофельный суп; высокий и красивый дом, сверху — крыша; грузовая и легковая машина, надо сделать билетики, так как поедем на автобусе; самолет летит высоко; сварили компот из яблок; из капусты варят щи; видишь, как далеко откатился мяч. Использовали такие игры, как «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).

В работе по развитию фразовой речи эффективно использовали игры-забавы, в частности, показ заводных игрушек, Например, показ заводного мишки создает ситуацию для применения таких глаголов, как «ходит, шагает, рычит, кивает головой машет лапами, останавливается, стоит» (в ответ на вопрос «Что делает Мишка?»)

Очень эффективно использовали игру «У меня зазвонил телефон». Она способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, разговаривая с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы стимулировали его речевую активность, умение строить фразы. Мы так же вели разговор и от имени животных, игрушек.

По итогам работы нами была проведена сравнительная диагностика. В основу положены критерии карты нервно- психического развития детей диагностика развития общения и речи, разработанная коллективом лаборатории психологического развития дошкольников Психологического института РАО (Смирнова Е. О, Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.).

При диагностике развития речи были выделены три главных параметра:

степень развития активной речи - любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;

степень развития пассивной речи - понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

способность выполнять речевые инструкции взрослого, которая свидетельствует о том, что речь становится средством не только общения, но и регуляции поведения, что является первым шагом к становлению саморегуляции.

По данным сравнительной диагностики, мы можем судить о том, что у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, договаривать новые слова, фразы.

Количество понимаемых слов значительно возросло, продолжает интенсивно развиваться активная речь детей, дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наметилась положительная динамика в развитии активной речи детей 3-го года жизни.

После сравнения результатов входящей и итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря детей раннего возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений»
Опубликовано: 30 марта 2015 в 13:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Русяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД