Светлана Юрченко
Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Левус А. С.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего,
но и ощущающего человека
Б. Г. Ананьев
- вид проекта :
Публикация «Проект „Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
по составу - групповой
по сроку - долгосрочный
по типу - творческий
участники: дети, родители, воспитатель.
Автор проекта : Левус А. С.
Актуальность.
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. п.).
Проблема.
Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.
Очень часто у детей слабое развитие кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и т. д.
Чтобы овладеть знаниями ребенок под руководством взрослого должен многократно повторять различные перцептивные действия, манипулировать с предметами, наблюдать, анализировать. Легче всего это будет сделать в процессе дидактической игры : ребенок не потеряет интерес к действию, оно приобретет цель, ребенок играя, легче запоминает, развивается речь, мышление. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Целью моего проекта является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, ориентировка в пространстве, развитие мышления, речи, зрительное восприятие, память, внимание, мелкая моторика рук, закрепление понятий большой - маленький, один – много,
вверх - вниз и т. д.)
Задачи.
1. Познакомить детей с величиной, формой предметов, основными цветами;
2. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
3. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
4. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
5. Сплотить детский коллектив.
6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
7. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
8. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-произвольное внимание;
-логическое мышление;
-зрительное и слуховое восприятие;
-память;
-речь детей.
Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, у которого будет развито умение:
- выделять ряд свойств и качеств и называть их:
а) величина (большой, маленький, одинаковые)
б) форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- группировать предметы по величине, форме, цвету.
- сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения.
- различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание.
- собирать целое из 4-6 частей.
- в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Перспективное планирование
Путешествие на поезде с остановками и решение различных задач в виде дидактических игр по сенсорному развитию.
Первая остановка:
На столе сидят две куклы большая и маленькая. Д/и «Бусы» собираем бусы одного цвета, разноцветные, разные по величине. Сколько бусинок в руке? (Одна). Сколько всего бусинок? (Много). Д/и «Воздушные шары» к цветным верёвочкам привязываем шарик такого же цвета.
Цель: формировать умения чередовать предметы по цвету, называть цвета, развитие м/м руки, развитие логического мышления.
Разминка: «Мой весёлый звонкий мяч».
Вторая остановка:
Загадка. На спинке иголки, длинные колкие, а свернется в клубок - ни головы ни ног. (Ёжик). Покажите где у него глазки, носик, ротик? Давайте поможем нашему ежику найти иголочки. Форма ежика – дети добавляют иголки - прищепки, разного цвета.
Что ты ёж такой колючий?”
Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!
– Зачем ежу нужны иголки?
Загадка. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком. (Рыбка). Показываю готовую рыбку. Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик, ротик, хвостик и плавники? А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки - основа, вырезанная из картона.
Цель: развитие м/м руки, зрительное восприятие.
Третья остановка:
Д/и «Заштопай штанишки». Игрушка зайца, нарисованные штанишки, вырезать из них квадраты, кружки, треугольники. Предложите ребенку зашить штанишки фигурами-заплатками, которые из них вырезаны и назвать цвет и геометрическую фигуру.
Д/и «Разрезанные картинки». Взять любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку, разрезать на 4-6 частей и предложить починить картинку (собрать её).
Цель: логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Игра: «Зайка серенький сидит».
Этапы.
1. Подготовительный:
-изучение литературы;
-совместно с родителями подбор дидактического материала для игр;
-мною были подготовлены следующие сенсорные тренажеры для детей : «Гусеничка», «Собери урожай», «Воздушные шары», «Солнышко», «Ёжик», «Рыбка», «Ёлочка», «Бусы», «Волшебная фасоль», «Найди пробку», «Бабочка», «Цветочек», «Заштопай штанишки», «Разложи пуговички», «Разрезанные картинки» и т. д.
-диагностические исследования (анкетирование родителей)
2. Основной:
Работа с детьми Работа с родителями
Изготовление игр на сенсорное развитие : «Гусеничка», «Собери урожай», «Воздушные шары», «Солнышко», «Ёжик», «Рыбка», «Ёлочка», «Бусы», «Волшебная фасоль», «Найди пробку», «Бабочка», «Цветочек», «Заштопай штанишки», «Разложи пуговички», «Разрезанные картинки» и т. д.
Оформление информационного стенда по сенсорному развитию;
Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"; привлечение родителей в сборе дидактического материала для игр.
3. Заключительный:
-продукт проекта (сенсорные тренажеры)
-Презентация проекта коллегам ДОУ
Приложение:
Информация для родителей по сенсорному развитию (оформление информационного стенда)
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___ ___
Спасибо за сотрудничество!
Из 22 человек 2 человека не имели представление о сенсорном развитий своих детей. Проведена беседа, предоставлена информация по сенсорному развитию.
Литература
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М. :Педагогика-Пресс,1999. – С. 536
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315
5. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб. : Детство-Пресс, 2002. – С. 302
6. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст : сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87
7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] : учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.
9. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
10. Полозова Е. В. Развивающие тренажё ры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 48 с.
11. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М. ,1997. – С. 418
12. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко-льников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
13. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С. 95