МААМ-картинки

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Светлана Юрченко
Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Левус А. С.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего,

но и ощущающего человека

Б. Г. Ананьев

- вид проекта :

Публикация «Проект „Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр“» размещена в разделах

по составу - групповой

по сроку - долгосрочный

по типу - творческий

участники: дети, родители, воспитатель.

Автор проекта : Левус А. С.

Актуальность.

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. п.).

Проблема.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Очень часто у детей слабое развитие кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и т. д.

Чтобы овладеть знаниями ребенок под руководством взрослого должен многократно повторять различные перцептивные действия, манипулировать с предметами, наблюдать, анализировать. Легче всего это будет сделать в процессе дидактической игры : ребенок не потеряет интерес к действию, оно приобретет цель, ребенок играя, легче запоминает, развивается речь, мышление. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Целью моего проекта является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, ориентировка в пространстве, развитие мышления, речи, зрительное восприятие, память, внимание, мелкая моторика рук, закрепление понятий большой - маленький, один – много,

вверх - вниз и т. д.)

Задачи.

1. Познакомить детей с величиной, формой предметов, основными цветами;

2. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

3. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

4. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

5. Сплотить детский коллектив.

6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

7. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

8. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

-произвольное внимание;

-логическое мышление;

-зрительное и слуховое восприятие;

-память;

-речь детей.

Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, у которого будет развито умение:

- выделять ряд свойств и качеств и называть их:

а) величина (большой, маленький, одинаковые)

б) форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

- группировать предметы по величине, форме, цвету.

- сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения.

- различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание.

- собирать целое из 4-6 частей.

- в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Перспективное планирование

Путешествие на поезде с остановками и решение различных задач в виде дидактических игр по сенсорному развитию.

Первая остановка:

На столе сидят две куклы большая и маленькая. Д/и «Бусы» собираем бусы одного цвета, разноцветные, разные по величине. Сколько бусинок в руке? (Одна). Сколько всего бусинок? (Много). Д/и «Воздушные шары» к цветным верёвочкам привязываем шарик такого же цвета.

Цель: формировать умения чередовать предметы по цвету, называть цвета, развитие м/м руки, развитие логического мышления.

Разминка: «Мой весёлый звонкий мяч».

Вторая остановка:

Загадка. На спинке иголки, длинные колкие, а свернется в клубок - ни головы ни ног. (Ёжик). Покажите где у него глазки, носик, ротик? Давайте поможем нашему ежику найти иголочки. Форма ежика – дети добавляют иголки - прищепки, разного цвета.

Что ты ёж такой колючий?”

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

– Зачем ежу нужны иголки?

Загадка. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком. (Рыбка). Показываю готовую рыбку. Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик, ротик, хвостик и плавники? А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки - основа, вырезанная из картона.

Цель: развитие м/м руки, зрительное восприятие.

Третья остановка:

Д/и «Заштопай штанишки». Игрушка зайца, нарисованные штанишки, вырезать из них квадраты, кружки, треугольники. Предложите ребенку зашить штанишки фигурами-заплатками, которые из них вырезаны и назвать цвет и геометрическую фигуру.

Д/и «Разрезанные картинки». Взять любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку, разрезать на 4-6 частей и предложить починить картинку (собрать её).

Цель: логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Игра: «Зайка серенький сидит».

Этапы.

1. Подготовительный:

-изучение литературы;

-совместно с родителями подбор дидактического материала для игр;

-мною были подготовлены следующие сенсорные тренажеры для детей : «Гусеничка», «Собери урожай», «Воздушные шары», «Солнышко», «Ёжик», «Рыбка», «Ёлочка», «Бусы», «Волшебная фасоль», «Найди пробку», «Бабочка», «Цветочек», «Заштопай штанишки», «Разложи пуговички», «Разрезанные картинки» и т. д.

-диагностические исследования (анкетирование родителей)

2. Основной:

Работа с детьми Работа с родителями

Изготовление игр на сенсорное развитие : «Гусеничка», «Собери урожай», «Воздушные шары», «Солнышко», «Ёжик», «Рыбка», «Ёлочка», «Бусы», «Волшебная фасоль», «Найди пробку», «Бабочка», «Цветочек», «Заштопай штанишки», «Разложи пуговички», «Разрезанные картинки» и т. д.

Оформление информационного стенда по сенсорному развитию;

Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"; привлечение родителей в сборе дидактического материала для игр.

3. Заключительный:

-продукт проекта (сенсорные тренажеры)

-Презентация проекта коллегам ДОУ

Приложение:

Информация для родителей по сенсорному развитию (оформление информационного стенда)

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :

информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимание на информацию;

информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___ ___

Спасибо за сотрудничество!

Из 22 человек 2 человека не имели представление о сенсорном развитий своих детей. Проведена беседа, предоставлена информация по сенсорному развитию.

Литература

1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М. :Педагогика-Пресс,1999. – С. 536

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315

5. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб. : Детство-Пресс, 2002. – С. 302

6. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст : сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87

7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258

8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] : учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.

9. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456

10. Полозова Е. В. Развивающие тренажё ры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 48 с.

11. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М. ,1997. – С. 418

12. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко-льников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

13. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С. 95

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Необычный кубик»Развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Необычный кубик» Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует Задачи воспитания и развития детей 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Опубликовано: 23 мая 2015 в 15:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юрченко (УИ 316411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД