Екатерина Дудникова
Презентация «Особенности мышления у дошкольников с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Виды мышления и их поэтапное развитие
Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:
наглядно-действенное (до 3 лет);
наглядно-образное (от 3 до 5 лет);
словесно-логическое (от 6 до 7 лет).
2. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются:
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение
классификация.
Публикация «Презентация „Особенности мышления у дошкольников с нарушениями речи“» размещена в разделах
Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
3. Особенности мышления у детей с нарушениями речи.
Мышление детей, имеющих нарушения речи, одна из важных проблем логопсихологии.
По мнению Н. И. Жинкина, «задержка одного из компонентов (мышления или речи) у ребенка может вызвать задержку всего развития или даже его остановку».
А, по точному выражению Н. Н. Трауготт, ребенок с недоразвитием речи как бы перерастает свои речевые возможности: оформление его мыслей соответствует оформлению мыслей детей более младшего возраста, хотя сами мысли, их содержание находятся на стадии более высокого развития.
Мышление детей с нарушением речи имеет некоторые особенности :
неразвитость основных познавательных функций мышления : синтез-анализ, сравнение-обобщение, словесно-логическое мышление.
затруднения в установлении связи между предметами, как они расположены по отношению друг к другу. То есть им проблемно познавать окружающий мир и преобразовывать его своими силами.
Известные педагоги и психологи сделали вывод, что очень важно предотвратить, а при наличии — ликвидировать печальные последствия, которые приносят нарушение мышления и речи. Оно может дать такой результат:
речевые проблемы приводят к задержке умственного развития, так как мышление формируется с помощью речи. Задержка других функций может привести к педагогической запущенности;
уже к пяти годам ребенок будет переживать неловкость и стыд перед сверстниками из-за недостатка речи;
нарушение речи будет мешать при обучении в школе;
это может повредить формированию будущего из-за личных проблем и трудностей в выборе профессии.