Мария Гаврикова
Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых структур. Однако для ее развития недостаточно учитывать только биологические предпосылки. Ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым, чаще всего с матерью. Потребность в общении формируется именно при воздействии с социумом. Особенно важным это становится в раннем детском возрасте, который имеет ключевое значение для развития речи и высших психических функций. Проблема развития речи в детском возрасте освещена в работах М. И. Запорожца, Г. В. Грибановой, А. Катаевой и др.
Публикация «Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Речь зарождается в первые годы жизни. Процесс становления речи индивидуален и зависит от разных факторов. Такие авторы, как Т. А. Власова, И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назаров, М. С. Певзнер и др. выделяют следующие факторы: влияние социальной среды, пола ребенка, психологического контакта с матерью, физиологического развития и функционирования головного мозга. Например, многими авторами отмечено, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек.
Формирование речевых навыков ребёнка, проблема мотивации общения, рассмотрены М. И. Лисиной. Анализируя результаты экспериментальных работ, автор приходит к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его основными потребностями: 1) потребность во впечатлениях, 2) потребность в активной деятельности и 3) потребность в признании и поддержке. Общение с взрослым, считает М. И. Лисина, является всего лишь частью более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат базовые нужды детей.
У детей с нормальным речевым онтогенезом выделяют закономерности развития речи в раннем возрасте. Эти закономерности отражены в работах Шостака В. И. и др.
Показателем развития детской речи раннего возраста является не правильное звукопроизношение, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т. е. развитие способности соединять слова в предложения.
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
а) раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б, т (д, н', к, г, х;
б) среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л';
в) позднего онтогенеза речи: р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка, л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка. После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. Любое отставание в этих темпах можно классифицировать как задержку речевого развития.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения, детского сада села Дубовое, города Чаплыгин, проходившего с 27.01.2014 по 23.02.2014 года, в котором принимало участие 20 детей 4-5 года жизни с нарушениями речи.
Исследование включало:
1. сбор анамнеза; 2. беседу с родителями, получение сведений о домашнем окружении ребенка; 3. сравнение понимания и воспроизведения речи; 4. наблюдение за детьми в свободном виде деятельности; 5. обследование речи детей с помощью отобранных нами методик.
Анализ медицинской документации (медицинские и речевые карты) выявил, что у некоторых детей в анамнезе преобладали токсикозы, асфиксия, у многих отмечалось отставание в двигательном развитии.
Наблюдения за детьми с НР в свободной деятельности позволили составить следующую психолого-педагогическую характеристику данной группы: практически у всех отмечалась недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; нарушение формирования пространственных представлений; неустойчивость и сужение объема слуховой, реже зрительной памяти; повышенная утомляемость и истощаемость.
В основу исследования были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста, предлагаемые А. Н. Гвоздевым:
1) уровень восприятия речи взрослого;
2) понимание речи взрослого;
3) объем активного и пассивного словаря;
4) уровень активного словарного запаса детей;
5) состояние грамматического строя речи.
Для исследования уровня развития речи детей с нарушениями речи нами были подобраны методики предлагаемые Г. А. Урунтаевой, Н. В. Серебряковой: методика 1. "Изучение понимания речи", методика 2. "Кто это?", методика 3 "Назови и покажи мне ". Данные методики позволяют оценить уровень восприятия речи взрослого, выявление объема активного словаря, и объема использования невербальных средств общения.
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты.
Методика 1. У 70% детей был отмечен средний уровень понимания речи, а у 30%детей – низкий. Большинство детей знают свое имя и отзываются на него, могут назвать многие обиходные предметы при указании на них. Дети знают части тела, показывают их на кукле (рука, нога, нос и т. д., могут показать и на себе. Они умело совершают заданные манипуляции с предметом (взять куклу, положить на стол, положить под книгу, отдать другу и далее, это задание не затрудняло детей. Остальные же 30 % - застенчивые, внешне скованные дети, на имя эмоционально реагировали вяло, не отзывались. На кукле многие испытуемые могли указать части тела, но показать их на себе уже казалось затруднительным. Манипуляции с предметом усложнены.
Методика 2. Согласно результатам, объём словаря на среднем уровне – у 30% детей, и это нижняя граница критерия; у остальных 70% уровень словарного запаса нерезко выраженный низкий, т. е. ближе к среднему (в сравнении с другими) – у 20% детей, а у остальных 50% – крайне низкий уровень словарного запаса.
Результаты обследования детей по методике 3 показали, что все дети, так или иначе, используют в речи невербальные формы. При этом, преобладает их сочетание с речевым высказыванием у 90% детей; 10% детей полностью использовали жесты, мимику и элементы звукоподражания, не употребляя слов.
Так же мы проанализировали частотность применения разных вариантов невербальных средств, используемых в речи детей. Выявлено, что ведущими из средств невербальной коммуникации у 80%детей были мимика, жесты, длительность взгляда, тон, интонация и их сочетания. Наименее использованными в речи детей были тактильные средства. Такие формы, как плач, поза – не были использованы ни разу. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что невербальные средства по частоте использования преобладали над речевыми высказываниями детей. В ходе исследования было отмечено, что высокий и средний уровень развития речи не был выявлен ни у одного ребенка.
Низкий уровень показали 70 % детей. Во время обследования мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Отмечалась ограниченность словаря. Грамматический строй речи не сформирован. Звукопроизношение значительно отставало от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков. Выявлены нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов, не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию.
Уровень ниже низкого показало 30% детей. Эти дети с задержкой речевого развития пользовались жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами. Понимание речи у них носило ситуативный характер. Резко было искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков. У детей также проявлялся отказ от выполнения заданий и неумение реализовать поставленную задачу.
В результате проведения исследования было выявлено, что у большинства детей нарушения речи сопровождается:
1) недостаточной устойчивостью внимания,
2) неточностью зрительного восприятия;
3) нарушением формирования пространственных представлений,
4) неустойчивостью и сужением объема слуховой;
Коммуникационные же навыки детей данной категории характеризуют:
1) затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой,
2) достаточный уровень восприятия речи взрослого;
3) состояние глагольного словаря – на крайне низком уровне;
4) активное привлечение в речь невербальных средств, ведущими из которых являются: мимика, жесты, длительность взгляда, тон и интонация.
Всё это подтверждает предположение о том, что в речи дошкольников с нарушениями речи преобладают невербальные средства общения, и это проявляется в характерных особенностях их высказываний. А также диктует необходимость систематических коррекционных мероприятий по преодолению нарушений речи в условиях семьи и дошкольных образовательных учреждений.
Литература:
1. Лидак Л. В. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева – М. : Академия, 1997;
2. Лисина, М. И. Потребность в общении/ М. И. Лисина //Проблемы онтогенеза общения. - М. : Педагогика, 1986 г. ,318с. ;
3. Методы обследования речи детей / под ред. проф. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2003. 240 с. ;
4. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. М. : Академия, 2009. 368 с. ;
5. Шостак В. И. Физиология психической деятельности человека: Учеб. Пособие по психофизиологии / В. И. Шостак, А. Лытаев. - СПб. : ДЕАН, 1999г., 124 с.