Галина Якупова
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы речевого развития.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. На сегодняшний день количество детей с различными речевыми нарушениями не только не уменьшается, но наоборот, становится значительно выше. Поэтому проблема речевого развития детей-дошкольников стоит очень остро и является одной из важнейших педагогических задач.
Публикация «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
В современном ДОУ педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.
Что же для этого должен делать педагог? Прежде всего, он сам должен владеть грамматически правильной, четкой, ясной, понятной для ребенка речью. Воспитатель должен постоянно побуждать детей к общению с взрослыми и сверстниками. Обеспечивать развития звуковой культуры речи, овладения детьми грамматическим строем речи в соответствии с их возрастными особенностями, обогащать их словарь. Развивать у детей связную речь, упражнять в выполнении словесной инструкции, приобщать детей к культуре чтения художественной литературы, поощрять детское словотворчество. Педагог должен постоянно следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять, упражнять детей (организовывать звукоподражательные игры, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения).
Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Для этого воспитателями в ДОУ используются современные образовательные технологии:
Здоровье сберегающие технологии. К этому разделу относятся физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика. Все это должно широко использоваться воспитателями в своей работе.
Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям, куда относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
Поподробнее я хочу остановиться на методе наглядного моделирования. К методу наглядного моделирования относится мнемотехника. Что же это за метод? Мнемотехника позволяет детям успешно запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Использование этого метода в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи, преобразование абстрактных символов в образы, развитие памяти, внимания, образного мышления, сокращает время обучения.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, мнемодорожек и схем-моделей – это графическое изображение сказки, явлений природы, некоторых действий. Особенность методики в том, что детям для запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Символы максимально приближены к речевому материалу.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному Сенсорно- графическая схема (Воробьёва В. К.) , Предметно- схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Схема составления Рассказа (Ефименкова Л. Н», Коллаж (Большева Т. В.)
Мнемотаблицы
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе воспитатель предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок сам включается в процесс создания своей схемы.
Таблица №1 и №2
На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь,и зацвёл подснежник «Весна», «Новый год»
Методика развития связной речи В. К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план (Рассказ «Зима»).
Таблица №3
При описании рассказов об игрушках, одежде,посуде, животных, временах года, птицах, овощах применяются предметно-схематические схемы, которые разработала Т. А. Ткаченко. схема разделена на 6 квадратов по количеству характерных признаков, что позволяет ребенку постоянно придерживаться схематического плана. Также схемы помогают дошкольнику выделить определенные качества объекта, наглядно представить его, ориентируясь на обобщенные символы цвета, величины, материала, формы, размера.
Таблица №4
Методика коллаж Т. В. Большева. На лист картона наносятся различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т. д. ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. При ознакомлении с художественной литературой дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, что необходимо для перессказа литературного произведения
Таблица №5
Правила для смелых и упорных педагогов Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Спасибо за внимание!