МАРИНА КОЧУКОВА
Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Очень часто у детей наряду с нарушением звукопроизношения, проблема формирования лексико – грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы не только исправить нарушенные звуки, но и преодолеть ошибки в грамматическом оформлении речи, так как эти ошибки приводят к несформированности связной речи, и как следствие в условиях школьного обучения возникает дисграфия – нарушение письма.
Публикация «Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок» размещена в разделах
Овладение правильной речью оказывает влияние и на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формируя третью цель в обучении языку, назвал грамматику поиском языка. Говоря о её изучении, он писал: "… Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание ребенка, то есть именно ту способность, вследствие которой ребенок является человеком между животными".
Освоение ребенком морфологии начинается с изменения слова по падежам. В этом нам помогут чистоговорки. Еще в начале прошлого века филолог Корней Чуковский отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. ". Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка".
Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой не только для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, но и для коррекции лексико-грамматической стороны речи :
• «Один - много»
Цель: учить употреблять существительные, прилагательные и глаголы в форме множественного числа.
1 вариант
Логопед проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится имя существительное в форме единственного числа, и показывает картинку. Затем показывает другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить чистоговорку. Например:
- За-за – коза (Показать картинку с изображением козы, затем картинку, на которой несколько коз) А здесь кто?
- Козы (отвечает ребенок)
- А как сказать чистоговоркой?
- Зы-зы – козы.
2 вариант
Логопед проговаривает чистоговорку и показывает картинку (например,
За - за - белая коза). Затем показывает другую картинку (несколько белых коз) и просит составить чистоговорку (зы - зы – белые козы)
• «Измени слово по падежам»
Цель: учить употреблять существительное в разных падежах
- Са - са – это кто?
- Са – са – лиса.
- Сы – сы – нет кого?
- Сы – сы – лисы.
- Се – се – бегу к кому?
- Се – се – к лисе.
- Су – су – вижу кого?
- Су – су – лису.
- Се – се – пою о ком?
- Се – се – о лисе.
• «Посчитай»
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
Логопед показывает картинку с изображением, например автобуса :
Ус- ус-ус ….
Один автобус.
Са-са-са (картинка с изображением двух, трех, четырех автобусов)
Два (три, четыре) автобуса.
• «Подбери слово, близкое по значению»
Цель: учить ребенка подбирать слова-синонимы к предмету или объекту.
Логопед показывает картинку и произносит чистоговорку (Например, ша-ша – белая лапша). Затем задает ребенку наводящие вопросы (А какая еще лапша). Логопед произносит ряд слов – признаков (длинная, светлая, вкусная) и просит подобрать подходящее слово (синоним) к слову «белая».
• «Скажи ласково»
Цель: учить ребенка правильно образовывать и употреблять существительные с уменьшительно- ласкательным значением.
Логопед показывает картинку с изображенными на ней большим и маленьким предметами. Затем проговаривает чистоговорку про большой предмет и просит составить чистоговорку про маленький предмет. Например:
Су – су – цветок в лесу (проговаривает логопед)
Су – су – цветочек в лесу (проговаривает ребенок)
• «Скажи чьи?»
Цель: учить правильно образовывать притяжательные прилагательные.
Логопед показывает ребенку изображение животного и называет части тела этого животного. Ребенок по опорным вопросам логопеда должен составить чистоговорку (притяжательное прилагательное + существительное)
За-за-за – Это чьи глаза?
За-за-за – Это лисьи глаза. И так далее.
Предлагаемые приемы работы с чистоговорками можно ежедневно включать в индивидуальные логопедические занятия логопеда, а также и в работу воспитателей по развитию речи. Использование данных приемов предоставляет ребенку возможность создать "свое", придумать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям.