Юлия Иващенко
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому тема моего опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2 слайд. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
3 слайд. Обоснование проблемы: Я работаю с детьми раннего возраста (2 – 3 год жизни).
Наблюдая за действиями малышей, которые впервые пришли в детский сад, я отметила, что у этих детей плохо развита мелкая моторика : кисти, и пальцы рук имеют мышечную напряженность и недостаточную координацию. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Дети быстро устают и имеют низкую работоспособность.
4 слайд. Поэтому исходя из актуальности проблемы и основываясь на анализе методико – педагогической литературы, определила цель опыта работы : необходимость организации целенаправленной систематической работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование разнообразных форм и методов.
5 слайд. Вопросами развития мелкой моторики у детей занимались и занимаются ведущие специалисты в области дошкольного образования: М. М. Кольцова, Б. И. Пинский, Н. М. Аксарина, И. Радина. Они единодушны во мнении о том, что движения рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка, т. к. основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновения. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы. Так же была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев мелкой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
6 слайд. Как указывала Е. И. Радина, сочетание сенсорных и моторных («моторика» — движение) задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — это «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
7 слайд. Проводимое ежегодное наблюдение в начале учебного года за развитием мелкой моторики рук у детей показывает, что у большинства детей низкий уровень развития мелкой моторики. Дети не умеют обследовать предметы, не умеют держать ложку, мыть руки, одеваться и раздеваться. Учитывая важность проблемы, решила проводить с детьми углубленную работу в этом направлении, и поставила перед собой следующие задачи:
8 слайд.
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через разные виды деятельности.
2. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
3. Формировать координацию движений.
4. Создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
5. Способствовать развитию творческих способностей.
9 слайд. Учитывая, что развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук, составила перспективный план игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создала в группе развивающую предметно – пространственную среду, которая соответствует возрасту детей, доступна и безопасна.
10 слайд. Создавая развивающую среду, я старалась использовать преимущества дидактических пособий для развития мелкой моторики рук малышей. Целостное пространство группы организовала таким образом, чтобы у детей ежедневно была возможность ощупывать, познавать, сравнивать различные интересные объекты. Изготовила своими руками дидактические пособия: «Веселая карусель», «Цветные дверцы», книга «Путешествие гнома». Игровое место детей наполнила предметами, игрушками, действуя с которыми ребенок учится понимать их свойства: гладкий, шершавый, мягкий и др. В группе организован «центр воды и песка». Игры с водой и песком организуются только под руководством взрослого.
11 слайд. Реализацию поставленных задач по развитию мелкой моторики осуществляю через разные формы работы с детьми :
• Образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Прогулки.
• Индивидуальная работа.
• Игры – экспериментирования.
12 слайд. Одной из форм сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук детей является образовательная деятельность. В ходе занятий, усвоение материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Для повышения интереса детей к занятию использую разнообразные игровые приемы, игровые ситуации: («Разложи в стаканчики», «Соберем лисе бусы», «Найди орешки для белки»). В совместной деятельности с детьми использую нетрадиционные техники рисования: печать ладошкой, пальчиком. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, у детей формируются элементарные представления об основных свойствах предметов (колючий, гладкий, мягкий и др.).
Для развития ручной умелости важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисованием, лепкой, конструированием.
На прогулке появляется возможность расширить сферу развития мелкой моторики рук. Предлагаю детям поиграть с разнообразным природным материалом и предметами, отличающимися структурой поверхности: (шишки, каштаны, песок, вода и др.). Играя, малыши легко и с удовольствием осваивает рациональные приемы обследования.
13 слайд. Кроме образовательной деятельности развитие мелкой моторики детей осуществляю через игровую деятельность. Большой интерес для детей представляют игры с предметами: бумагой, карандашами, крупами, песком, водой. Действуя с ними, малыши познают их качества и свойства.
14 слайд. Эффективными для развития мелкой моторики оказались игры : «Открой окошко», «Застегни пуговицу», «Колючки для ежика», «Разложи в мешочки», игры с пуговицами, орехами, каштанами, и др. (под наблюдением взрослого). Даю малышам поиграть с массажными мячиками, камушками, комочками бумаги, и др. В этих действиях у них укрепляются мышцы пальцев рук, развиваются согласованные движения обеих рук.
Большой интерес для детей представляет конструктор ЛЕГО, из которого дети сооружают разнообразные постройки. Работая с деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
15 слайд. Большая роль в сохранении и закреплении умения детей исследовать окружающий мир, принадлежит родителям. Поэтому я поставила следующие задачи:
• Повышать компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук детей.
• Укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива
16 слайд. В связи с этим в течение учебного года я планирую работу с семьей, используя разнообразные методы и формы:
1. Проведение опросов родителей с целью выявления знаний и представлений о значении развития мелкой моторики.
2. Подготовка консультаций для родителей по данной теме.
3. Информационные стенды с памятками, рекомендациями по данной тематике.
4. Родительские собрания.
5. Семинары – практикумы.
17 слайд. С целью повышения уровня знаний родителей по данной теме провела семинар – практикум: «Ум – на кончиках пальцев». Главной задачей практикума являлось обогащение представлений родителей о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
В течение года родителям был предложен ряд консультаций и памяток по теме: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», и др. После проведенной работы думаю многие родители по – новому посмотрят на своих детей, на их потребность в общении со взрослым.
Я стремлюсь расширять знания родителей по данной теме. Только совместно мы сможем сохранить и закрепить умения детей исследовать, а также углублять знания, полученные в детском саду, открывать для детей окружающий мир и накапливать опыт.
18 слайд. Изучению данной теме способствовало накопление определенного педагогического опыта, которым я делилась с педагогами учреждения. Для этого обозначила основные задачи работы с педагогами :
Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей.
Совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с детьми и родителями по данному направлению.
19 слайд. Для реализации этих задач с педагогами были организованны следующие формы работы : семинары – практикумы, консультации, открытые показы образовательной деятельности детьми, выступления на педсовете.
20 слайд. С целью привлечения внимания педагогов к проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, провела консультацию «Большая польза мелкой моторики». На семинаре – практикуме для педагогов представила методические пособия, используемые для развития мелкой моторики рук.
21 слайд. Совместная систематическая работа оказала положительное влияние на развитие мелкой моторики рук у детей моей группы. Проведенный мониторинг в конце учебного года показал, что повысился % детей с уровнем развития соответствующим возрасту. Детей с низким уровнем развития не оказалось. Дети научились обследовать предметы, правильно держать карандаш, одеваться, расстегивать пуговицы, правильно мыть руки. У малышей повысилась работоспособность, движения рук стали более согласованными.
22 слайд. Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу, что проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей моей группы, способствовало развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности, при выполнении работ по рисованию, лепке, конструированию, а самое главное – сохранению физического и психического здоровья ребенка.
23 слайд. Как писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга»