Папки-передвижки

ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности

Елена Кузнецова
ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Основные направления работы по ОБЖ

Безопасное поведение в природе

Публикация «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности» размещена в разделах

Безопасное поведение на дорогах

• Безопасность собственной жизнедеятельности

Формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми:

-занятия, игры- занятия;

- праздники, развлечения, досуги;

- беседы;

- тренинги;

- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

- театрализованные представления,

- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);

-работа над проектами.

Развитие у детей безопасного поведения осуществляется поэтапно:

I Этап. «Я знаю» Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников преимущественно через дидактические игры. Здесь используются такие методы и приемы, как:

-обучение

-чтение и обсуждение

-рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий

-загадывание загадок, разные задания.

Обучение занимает ведущее место (через дидактические игры). Игры направлены на закрепление знаний об источниках опасности «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам». «Что расскажет экологический знак», «Убери на место» и др. Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях «Мы - спасатели», «Сто бед», «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта». Чтение и обсуждение художественной литературы (особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним из-за нарушения правил безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения) Использование фотографий, картинок, иллюстраций, загадывание загадок, разные задания и т. п. (сказочный персонаж)

II Этап. «Я знаю и понимаю» Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и моделирования возможных угрожающих ситуаций. Здесь используют такие методы и приемы, как:

-ситуативно - имитационное моделирование;

-инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации;

-обыгрывание отрывков из литературных произведений;

-обсуждение сюжетов ролевых игр;

-продуктивная деятельность

Ситуативно - имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:

-использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно - игровой среды;

-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.

Специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др. Например: В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно,чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак Х – нельзя пользоваться.! – осторожно пользоваться.

Вспомнить вместе с детьми правила безопасности:

Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во - вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.

III Этап. «Я знаю, понимаю, могу изменить»

На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.

Здесь используются следующие методы и приемы :

- проблемно – игровые ситуации;

- игры – драматизации и инсценировки;

- игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий;

- формулирование выводов;

- выбор новой модели поведения.

Проблемно - игровые ситуации помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. Например: «В парке», «Ядовитые растения», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное», «Собака – друг человека».

Игры - тренинги с телефоном. Для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса. В игровой тренинг ребенок дома один; ребенок дома с братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми - следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания ( например: «Волк и семеро козлят»). Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними. Например: моделирование ситуации : дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе и твои действия. Например: Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками». Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту.

Игры – драматизации способствуют повышению активности детей, которые можно включать в занятия

-после прочтения художественного произведения, развлечение «Кошкин дом»

-чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин;

-чтение и последующая изобразительная деятельность;

-занятие-инсценировка «Когда мамы нет дома».

Например: Игра «Путешествие в лес» (учить тренировать звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя вести). Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности «Почему не слышна тишина»Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности «Почему не слышна тишина» Актуальность: В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 16:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 3137345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД