Елена Кузнецова
ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Основные направления работы по ОБЖ
• Безопасное поведение в природе
Публикация «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково — исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
• Безопасное поведение на дорогах
• Безопасность собственной жизнедеятельности
Формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми:
-занятия, игры- занятия;
- праздники, развлечения, досуги;
- беседы;
- тренинги;
- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;
- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;
- театрализованные представления,
- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);
-работа над проектами.
Развитие у детей безопасного поведения осуществляется поэтапно:
I Этап. «Я знаю» Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников преимущественно через дидактические игры. Здесь используются такие методы и приемы, как:
-обучение
-чтение и обсуждение
-рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий
-загадывание загадок, разные задания.
Обучение занимает ведущее место (через дидактические игры). Игры направлены на закрепление знаний об источниках опасности «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам». «Что расскажет экологический знак», «Убери на место» и др. Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях «Мы - спасатели», «Сто бед», «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта». Чтение и обсуждение художественной литературы (особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним из-за нарушения правил безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения) Использование фотографий, картинок, иллюстраций, загадывание загадок, разные задания и т. п. (сказочный персонаж)
II Этап. «Я знаю и понимаю» Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и моделирования возможных угрожающих ситуаций. Здесь используют такие методы и приемы, как:
-ситуативно - имитационное моделирование;
-инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации;
-обыгрывание отрывков из литературных произведений;
-обсуждение сюжетов ролевых игр;
-продуктивная деятельность
Ситуативно - имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.
Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:
-использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно - игровой среды;
-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др. Например: В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно,чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак Х – нельзя пользоваться.! – осторожно пользоваться.
Вспомнить вместе с детьми правила безопасности:
Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во - вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.
III Этап. «Я знаю, понимаю, могу изменить»
На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.
Здесь используются следующие методы и приемы :
- проблемно – игровые ситуации;
- игры – драматизации и инсценировки;
- игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий;
- формулирование выводов;
- выбор новой модели поведения.
Проблемно - игровые ситуации помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. Например: «В парке», «Ядовитые растения», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное», «Собака – друг человека».
Игры - тренинги с телефоном. Для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса. В игровой тренинг ребенок дома один; ребенок дома с братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми - следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания ( например: «Волк и семеро козлят»). Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними. Например: моделирование ситуации : дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе и твои действия. Например: Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками». Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту.
Игры – драматизации способствуют повышению активности детей, которые можно включать в занятия
-после прочтения художественного произведения, развлечение «Кошкин дом»
-чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин;
-чтение и последующая изобразительная деятельность;
-занятие-инсценировка «Когда мамы нет дома».
Например: Игра «Путешествие в лес» (учить тренировать звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя вести). Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.