Ольга Углева
Презентация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» в рамках ГМО
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста.
Авторы: Углева Ольга Викторовна, Ермолаева Валентина Александровна.
Основные идеи сенсорного развития заключаются в том, что:
Публикация «Презентация „Сенсорное развитие детей раннего возраста“ в рамках ГМО» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств.
развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
ребёнок обучается в комфортной для себя сфере в своём индивидуальном темпе, что способствует более широкому раскрытию его индивидуальных способностей.
развитию способствует постоянное повторение упражнений, которые направлены не только на изучение цветов, форм, величин и других свойств и качеств предмета, но и на уточнение своих чувств, которые упражнялись с помощью концентрации внимания, сравнения и суждения.
Сенсорное развитие ребёнка– это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе и вкусе.
Главная цель сенсорного развития – помочь ребёнку освоить все эти свойства предметов, чтобы настроить процессы взаимодействия с окружающей средой.
Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов(5, а затем 7 цветов спектра;
5 геометрических форм; 3 градации величины).
Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания
объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто
узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер
и так далее.
Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
В отечественной науке выделяют два метода сенсорного развития – обследование и сравнение.
Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы). Оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок:
восприятие целостного облика предмета;
- выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д. ;
- повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение – это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями.
Сравнение может проходить:
путем сопоставления предметов или их частей,
путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу,
путем ощупывания,
группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов,
а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий.
Также существует наглядный метод – наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий.
Словесный метод. Основной способ познания для детей раннего возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему.
Сенсорное развитие детей осуществляется через различные приёмы:
игры – экспериментирования
дидактические игры и упражнения
подвижные игры
наблюдения
использование предметов – заместителей
индивидуальная работа и т. д.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
Для сотрудничества с родителями, воспитателю необходимо размещать информационных уголках для родителей консультации, памятки, буклеты, папки – передвижки по сенсорному развитию. Проводить индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары.