Анна Обманкина
Конспект «Вода в нашей жизни: ее свойства и движение»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема: «Вода в нашей жизни : ее свойства и движение».
2. Цель: познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. Дать детям представление о круговороте воды в природе.
3. Задачи:
3. 1 Дидактические:
А) Образовательные:
• Научить детей выделять особые свойства воды;
Публикация «Конспект „Вода в нашей жизни: ее свойства и движение“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Научить детей проводить эксперименты, позволяющие определить свойства воды;
• Формировать умение различать воду, находящуюся в разных состояниях;
• Формировать представление о строении нашей планеты.
Б) Развивающие:
• Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
• Развивать навыки рассказывания с использованием модели.
3. 2 Воспитательные:
• Воспитывать умение коллективно выполнять упражнения;
• Воспитывать позитивные эмоции, желание активно включаться в игру.
3. 3 Оздоровительные:
• Способствовать развитию двигательной активности детей;
• Развивать физические движения и двигательные способности у детей.
4. Методы:
• Наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);
• Словесный;
• Практический.
5. Приё мы:
• Показ;
• Иллюстрация;
• Объяснение;
• Беседа;
• Художественное слово;
• Наводящие вопросы;
• Продуктивный
6. Материалы и оборудование: магнитофон; аудиозаписи «Шума воды», «Мы эту ручку разотрем», «Капельки дождя»; картинки (озера, океана, моря, реки, ручья, льда, снега, тумана, росы, дождя); глобус; стаканы; лимон; сок; молоко; краски; кисточки; цветные картинки; модель «Круговорота воды в природе»; маски тучки и капелек.
7. Предварительная работа:
• рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника»;
• Беседа с детьми о воде;
• Рассматривание иллюстраций с водой;
• Разучивание стихов о воде;
• Разучивание игры «Мы – капельки».
8. Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, музыка, труд, безопасность, ознакомление с художественной литературой, физкультура, здоровье.
Ход ЗАНЯТИЯ
Звучит фонограмма «Шума воды», под которую воспитатель читает стихотворение:
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись-
Это главное Таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Океаны и реки, озера и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих людей и зверей-
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Воспитатель: Дети, вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить!
Дети: Да! О воде.
Воспитатель: Правильно! Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови и в других органах. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Мы встречаемся с водой каждый день. Ребята, а где мы ее можем увидеть в природе?
Дети: реки, озера, моря, океаны и т. д. (воспитатель вывешивает картинки)
Воспитатель: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами увидим нашу планету, но в уменьшенном размере. А что нам поможет это сделать, вы узнаете из загадки:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно! Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны и т. д.
Воспитатель: Правильно! Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. Синий цвет на глобусе – это вода : моря, океаны, реки, озёра (показать на глобусе). Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде? Какая она? (ответы детей) Давайте превратимся в маленьких исследователей и на опыте познакомимся с некоторыми свойствами воды. Потому что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного.
ОПЫТ 1. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
ОПЫТ 2. Вода не имеет собственного запаха?
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде капли лимона. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. (ответы детей)
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды запах. Чистая же вода запаха не имеет.
ОПЫТ 3. У воды нет вкуса.
Перед детьми 2 стакана – вода и сок.
Предлагаю попробовать сок. Есть ли у неё вкус? Пробуем сок. Снова для сравнения пробуем воду. Дети должны убедиться, что у воды нет вкуса.
Вывод: у воды нет вкуса.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА («МЫ ЭТУ РУЧКУ РАЗОТРЕМ»)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь.
(Лёд)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -.
(Дождь)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(Снег)
То ли дым, то ль облака,
То ль волшебная река
Из чудесной мягкой ваты,
Кто укрыл всё белой лапой?
То не сказка, не обман,
Землю скрыл густой.
(туман)
Утром бусы засверкали,
Всю страну собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)
Воспитатель: Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться во что? Дождь, снег, лед, роса, туман. Вода в природе бывает в трех состояниях: в твердом - в виде снега и льда, в жидком, и в газообразном - в виде пара. Обратите внимание, что все три состояния постоянно на каждом шагу встречаются в природе. А вы можете привести примеры? (ответы детей)
Воспитатель: Вода у нас не только волшебница, но еще и путешественница. (воспитатель показывает модель «Круговорота воды в природе»)
Воспитатель: Вода состоит из капелек. Жаркие солнечные лучи согрели капельки и они превратились в пар. Стали лёгкими и вместе с ветром умчались в небо- получилось облако. Ветер погнал облако по небу, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Чем больше воды в туче, тем она тяжелее, тем она ниже. Туча стала тяжёлой, не выдержала и рассыпалась на капельки, и понеслись они вниз, на землю.
Воспитатель: Как вода попадает в облака? Кто сможет рассказать по схеме?
Рассказы детей.
Воспитатель: Дети, хотите превратиться в капельки и отправиться в путешествие. Я буду мамой-тучкой, бегите ко мне, я превращу вас в капельки.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ - КАПЕЛЬКИ»
Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она – тучка-мама, а дети – её детки-капельки. Ребята окружают маму-тучку, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды, образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они – капельки, зовут их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня убедились, что вода волшебница и таит в себе много неизвестного. Мы узнали, что она может путешествовать может превращаться в разные осадки и еще у неё много разных свойств.
Ребенок читает стихотворение «Что такое вода?»
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем