Лидия Пудова
Конспект интегрированного музыкального занятия «Задание Осени» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного занятия
(музыкальная деятельность, изобразительная деятельность,
театрализованная деятельность)
Тема: «Задание Осени»
старшая группа
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 111
Пудова Л. П.
Цель.
Объединить знания и опыт детей для создания у них целостной картины о различных эмоциях (радость, грусть, удивление, недовольство, их проявлениях в различных ситуациях.
Публикация «Конспект интегрированного музыкального занятия „Задание Осени“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Задачи по музыкальному развитию и воспитанию.
1. Продолжать учить детей определять характер музыки, отражать свои мысли с помощью цвета, формы линий.
2. Продолжать формировать чувство ритма, используя дидактическую игру, игру, а также игру на детских музыкальных инструментах.
3. Упражнять детей в выполнении подскоков.
4. Создать условия для проявления танцевально-игрового творчества в пении, движениях.
Задачи по интеграции.
1. Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе.
2. Развивать связную речь, пополнять активный словарь детей новыми прилагательными, числительными.
3. Развивать умение использовать подходящую пантомимику, мимику в соответствующей ситуации.
4. Воспитывать заботливое отношение к природе.
Материалы и пособия.
1. Аудиозаписи:
- П. И. Чайковский «На тройке»,
- голос Осени
2. Иллюстрация мчащейся тройки лошадей с санями с бубенцами.
3. Паспарту и цветные карандаши на каждого ребенка.
4. схемы ритмических рисунков для игры на ДМИ.
5. Схемы построения детей во время упражнений.
6. ДМИ : маракасы, трещотки музыкальные треугольники, ложки деревянные – по 2-3 каждых, инструменты самоделки по типу инструментов К. Орфа: мешочки с крахмалом, бубенчики, свистящие пузырьки от моющих средств, «шуршалки» - по 2-3 каждых.
7. Макет леса с животными, сделанный из работ детей.
8. Нарисованные «следы»
9. Кукла-бибабо «дятла».
10. Планшеты с пуговицами для выкладывания ритма - для каждого ребёнка.
11. Костюмы для музыкальной сказки : муравья, 2 пчёлок, 2 медведей, 2 зайцев, стрекозы, макет домика, «пила», 2 «молоточка», «бревно»,2 ведерочка, несколько «цветов» для декорации.
12.«Листочки» - по 2 на каждую танцующую девочку.
13. Конфетти белое
14. Костюмы «ёлочек» – по числу девочек, бейджик с изображением «морозика» - для каждого мальчика.
15. Блестящая белая краска и кусочки сжатой бумаги на каждого ребёнка.
Предварительная работа.
1. Занятия по экологическому воспитанию «Животные нашего леса», «Кто как готовиться к зиме» и т. п.
2. Рисование различных линий.
3. Разучивание музыкальной сказки «Стрекоза и муравей»( авторы: музыка Сосниной С. Н., текст сценария Косцова Е. А.)
4. Занятие «Эмоции человека»
5. Рисование эмоций человека, рисование нетрадиционными методами (мятой бумагой
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и детьми.
Воспитатель в группе сообщает детям, что утром почтальон принёс звуковое письмо для ребят на кассете. И предлагает пойти в музыкальный зал прослушать это письмо.
Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание детей на гостей и предлагает детям поздороваться.
В. (обращаясь к музыкальному руководителю) Мы пришли к вам с просьбой?
М. р. Какой?
(Дети рассказывают о письме, м. р. устанавливает кассету).
Запись: Дорогие ребята, с вами говорит Осень. Мне пора уходить, уступить место Зиме. Но я очень переживаю, готовы ли жители леса к приходу зимы. Не могли бы вы сегодня посетить лес и узнать, готовы ли всё живое к зимним холодам?
М. р. Удивительное занятие будет сегодня. Как вы умеете удивляться?
(этюд «Удивление»)
В. Отправимся ребята в лес? (согласие детей). Но лес, в котором мы можем увидеть животных находиться далеко.
М. р. Добраться до леса вам поможет музыка, которую написал П. И. Чайковский. Поздней осенью выпадает белый снежок, и можно кататься на санях, запряженных тройкой лошадей. (воспитатель, показывая иллюстрацию, зачитывает отрывок стихотворения Есенина «Тройка».
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
М. р. Летишь на тройке, мелькают деревья, звенят весело колокольчике на дуге лошадей. Пьеса так и называется «На тройке», давайте присядем и послушаем.
(Слушание отрывка П. И. Чайковского «На тройке»)
М. р. Об этой музыке мы поговорим, поиграв в игру «Да – нет -ка»
(Игра «Да- нет - ка)
(пример. слова: весёлая, печальная, грустная, резвая, игривая, сердитая,жалобная и т. п.)
М. р. Я предлагаю вам зарисовать эту музыку такой линией, которая подходит для неё по цвету и форме.
(отрывок звучит ещё раз, дети зарисовывают линией, присев у подиума)
М. р. Вот и мы сядем на лошадку, помогут нам инструменты.
(воспитатель вместе с музыкальным руководителем раздают инструменты).
Речевая игра «На лошадке» (проводит м. р., воспитатель помогает отдельным детям) - дети проговаривают и одновременно играют на соответствующих инструментах соответственно заданному ритму)
Едем, едем на лошадке
По дорожке лесной гладкой. проговаривание хором
Санки скрипят, мешочки
Бубенчики звенят, бубенчики
Дятел стучит, ложки
Ветер свистит, флаконы из-под шампуни
Ёж в норке спит, маракасы
Сорока трещит, трещотки
Холод, стужа, муз. треугольники
Снег пушистый кружит, «шумелки»
Ехали мы, ехали, наконец, приехали. проговаривание
В. Вот мы и в лесу. Посмотрите, какой он большой. (обращает внимание детей на панно)
М. р. Если кто-то заплутает, то я позову «А-у! (пропевает и проигрывает на металлофоне кварту, а вы мне ответите (дети пропевают «А-у!»)
В. (обращая внимание детей на панно) Посмотрите, сколько следов. Чьи они?
( дети называют числительные: птичьи, волчьи и т. п.)
В. А есть ли здесь медвежьи следы? Почему? Долго искал медведь себе место для берлоги, грустил. Покажите, каким недовольным он был.
(Этюд «Недовольство»)
М. р. Мы даже знаем песню об этом. Кто хочет спеть за медведя (выбор солиста)
(пропевание фраз первой части песни по рядам, далее пение солиста и конец песни поётся всеми детьми вместе)
В. Медведь перезимует зиму. А каких зимующих птиц вы знаете? (дети перечисляют)
В. Отгадайте: Стучит он носом вместо рук,
И всё : тук,-тук,
И всё : тук- тук
М. р. Послушайте, как долбил дятел ствол, звуки получались долгие и короткие, выложим эти звуки пуговками.
(м. р. играет ритм на фортепиано, а воспитатель, используя куклу бибабо, наклоняет клюв дятла согласно ритму, дети прохлопывают заданный ритм. Задание даётся 2 раза).
В. Как готовы к зиме животные и птицы, мы знаем, а чтоб увидеть насекомых – отправимся на конях к озеру, на пути седоки на конях будут останавливаться.
(часть детей уходят за ширму переодеваться к театрализованной деятельности, оставшиеся выполняют упражнение в подскоках с остановкой по окончании музыки и выстраиваются по заданной м. р. схеме – 2-3 раза).
М. р. Вот мы и у озера, присядем. Посмотрим сказку о насекомых и других обитателей леса.
(детям показывают музыкальную сказку по мотивам произведения
С. Крылова «Стрекоза и муравей»)
М. р. Всё счастливо закончилось в сказке, стрекоза в начале была веселой, беззаботной, в конце сказки она загрустила. Где же по настоящему нашли себе место насекомые для зимовки? (ответы детей) (воспитатель в это время помогает переодеться «артистам»)
М. р. А вот ёлочки не могут спрятаться от маленьких морозиков, которые уже появились в лесу. Вот эти ёлочки (дети одевают атрибуты)
(игра «Ёлочки и морозики» - музыку Д. Шостаковича «Танец кукол»)
В. Вот какими весёлыми были «морозики».
(звучит «На тройке» П. И. Чайковского, входит Осень)
О. Здравствуйте, ребята. Вот и меня принесла в лес тройка лошадей. Выполнили ли вы мою просьбу?
В. Конечно, посмотри, и животные, и насекомые, и зимующие птицы готовы к зиме. Всё в лесу покрывается снегом, становиться белым. Давайте и мы пожелаем добрые белые мысли лесу.
Дети:
-Птицы, желаю вам, чтоб лесных семян вам хватило на всю зиму,
- Белочка, желаю тебе, чтобы ты не забыла, где находятся твои кладовые,
-Берёзка, желаю тебе, чтобы заяц не объел всю твою кору.
- Медведица, желаю тебе появления маленьких медвежат зимой,
-Олень, желаю тебе, чтоб подкармливал тебя сеном зимой лесник и т. п.
О. А я пожелаю деревьям, чтобы их корни не замёрзли. Давайте подбавим снега к корням деревьев.
(дети «рисуют» сжатой бумагой снег у стволов деревьев на панно, взрослые комментируют работу детей).
О. Спасибо, ребята, вы меня успокоили. Теперь я могу спокойно уступить место зиме.
До свидания! (уходит)
Воспитатель. Хорошо в лесу гуляли, много здесь мы увидали.
А теперь домой пора, собирайся детвора.
Выйдем из леса осторожными шагами, чтобы не разбудить, не напугать лесных жителей.
(дети выходят из зала на цыпочках)
Литература.
1. Технология интегрированного занятия в ДОУ : методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2008.
2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Я. : Академия развития, 1997.
3. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. : Раевская Е. П. ,
Руднева с. д. и др. М. : Просвещение,1991.
4. Музыкальные занятия в детском саду. Сост. : З. Н. Бугаева. - М. : АСТ, 2005.
5. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М. : Владос, 1997.
6. Соснина С. М., Косцов Е. А. Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей».-
Музыкальный руководитель : №5, 2005.
7. Тютюнникова Т. Э. Белое занятия. - Музыкальная палитра : №6, 2004 .
вид
деятельности репертуар задачи методы
обучающие развивающие воспитательные
вербальные невербальные
1. Слушание
отрывок
«На тройке»
П. И. Чайковский развивать самостоятельность, индивидуальность
суждений о музыке развивать
эмоциональную отзывчивость воспитывать интерес
к классической музыке описание
сюжета, стихотворение,
словесная игра «Да-нет-ка». иллюстрация
тройки лошадей с санями
2. Игра на ДМИ речевая игра «Едем, едем на лошадке…» развивать ритмическое чувство воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам ритмичное проговаривание текста совместно с детьми карточки с образными отображением
инструментов.
2. Распевание,
песенное творчество упражнение для развития певческого голоса «А-у!»
совершенствовать умение чисто интонировать звуки
развивать умение петь по ручным знакам образец пропевания выполненным взрослым
4. Пение «Сказка о медведе»
сл. Некрасовой, муз. Кабалевского
продолжать учить чисто интонировать мелодию, петь с изменением темпа
способствовать развитию навыков сольного пения равивать динамический и ритмический слух воспитывать интерес к пению товарища вводная беседа о жизни медведя в конце осени
5. Музыкально-ритмическое движение :
английская народная мелодия упражнять в выполнении подскоков и умении выполнять простейшие перестроения согласно схеме
развивать чувство ритма воспитывать произвольное внимание сравнения, напоминание схемы построения
6. Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» (дети старшей группы) стимулировать проявление творчества в мимике, движении, речи развивать звуковысотный и ритмический слух воспитывать уважение к сверстникам, играющих сказку костюмы героев, элементы декорации.
7. Игра «Елочки и морозики» «Вальс-шутка»
Д. Шостаковича развивать стремление двигаться с удовольствием в соответствии с частями музыкального произведения Воспитывать произвольное внимание элементы костюма ёлочек - для девочек, бейджики – для мальчиков