Ольга Полянская
Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Основой формирования музыкальной культуры дошкольников является восприятие музыки. Выбирая данную тему педагогического исследования, мы хотели бы систематизировать свои знания и многолетнюю работу по формированию музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
Публикация «Формирование музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Проблема исследования заключается в поиске и определении условий успешного формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. Решение данной проблемы определило цель исследования.
Цель исследования: разработать технологию формирования музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки на шедеврах мировой музыкальной культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по музыкальному воспитанию старших дошкольников.
Предмет исследования: восприятие музыки как средство формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
- изучить и проанализировать ведущие идеи музыкально-педагогической мысли по теме данного исследования;
- определить и охарактеризовать методы и формы работы по формированию музыкальной культуры у старших дошкольников;
- провести диагностическое исследование динамики формирования музыкальной культуры старшего детей дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по формированию музыкальной культуры старших дошкольников для музыкальных руководителей.
Гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут учитываться особенности детского восприятия на каждом возрастном этапе, кроме традиционных форм, будут применяться инновационные формы деятельности, развивающие эмоциональную отзывчивость, то это должно способствовать формированию музыкальной культуры.
В исследовании использовались метод теоретического анализа и синтеза, а также эмпирические методы: изучение психолого-педагогической литературы, изучение результатов деятельности воспитанников, метод наблюдения, табличные методы.
Осознание социальных, эстетических и нравственных функций искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики музыкального воспитания дошкольников в разные периоды в нашей стране и за рубежом позволяют рассматривать сегодня музыкальное искусство как неотъемлемую часть формирования духовной культуры дошкольника на основе развития его музыкальной грамотности, музыкального вкуса и способности к овладению общечеловеческими ценностями.
Сегодня нельзя не заметить, как идет и набирает темпы глобальная перестройка сознания, происходит таинственная внутренняя работа в глубинах наших душ. Опыт убедил, что занятия искусством воспитывают способность воплощать свои замыслы, воспитывают выдержку, терпение, волю. Искусство создает необходимый противовес давлению «века автоматизации» (как рутинность многих человеческих действий). Оно учит вживаться в предмет и рождает желание «принимать участие во всем окружающем».
Итак, наше исследование – не дань моде и времени, а насущная проблема формирования музыкальной культуры у дошкольников, познания музыки как музыкального познания бытия, сегодня наиболее актуальна и необходима в реализации духовного потенциала, заложенного в человеке изначально.
Восприятие объединяет высшие уровни психической деятельности, в том числе и речь. Среди психологических исследований следует выделить работы С. Н. Беляевой-Экземплярской, посвящённые изучению особенностей творческого восприятия музыки дошкольником, в которых раскрывается общий характер музыкального восприятия ребёнка, восприятие мелодической стороны и узнавание темы, восприятие мажорного, минорного лада, гармонии, а также характеристика типов музыкальных восприятий, анализ, сопоставление, различение, запоминание, словесные реакции на музыку [2].
Вопросы восприятия музыки освещаются исследователем со стороны его смыслового, интеллектуального значения для формирования творческой культуры дошкольника.
Первые же эксперименты, проведённые С. Н. Беляевой-Экземплярской, показали, что дети больше всего обращают внимание на темп, мелодию и ритм, причём контрастные различия легче схватываются, чем сходные.
Для характеристики художественного характера восприятия представляются интересным некоторые его черты. П. И. Иванов выделяет непроизвольное восприятие, вызываемое теми объектами, которые «выделяются своей яркостью, красочностью, звучностью, подвижностью, контрастностью». И произвольное восприятие, которое связано уже со специально поставленной целью – посмотреть картину, послушать музыку и т. д. В произвольных восприятиях особую роль играет внимание, обусловливающее полноту, ясность восприятия, а также и наблюдательность, помогающая установить сходство и различие, выделить основное [3].
Н. А. Ветлугина определяет особенности художественного восприятия : его эмоциональность и непосредственность его; обязательное сочетание моментов эмоционального и сознательного, сочетание непроизвольного и произвольного; возникновение чувств, настроений, ассоциаций на основе непосредственного восприятия музыки; особая роль воображения; оценка восприятия осуществляется с позиций единства содержания и формы. Особенность восприятия музыки заключается в том, что воспринимаются художественные образы, вызывающие настроения, чувства и даже мысли, связанные с ними. Музыка заставляет пережить, прочувствовать, продумать то, о чём она рассказывает. Особенности восприятия музыки заключаются и в том, что воспринимаются не только сочетания звуков различной высоты, длительности, силы, тембра, но и красота, гармоничность созвучий, их выразительность [2].
Д. Б. Кабалевский также выделяет важнейшей особенностью формирования творческой культуры дошкольника средствами музыки развитое активное восприятие. Он считает необходимым добиться того, чтобы ребёнок не только слушал музыку, но слышал её, не только воспринимал, но и сопереживал её содержание и настроение [4].
Музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно.
«Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха». Важно формировать именно музыкальное восприятие – восприятие, «адекватное музыке, её художественному смыслу» [6. С. 91].
Некоторые данные ранних исследований восприятия разнохарактерной музыки показали, что дошкольники предпочитают весёлую и маршевую музыку. На этом основании делался вывод о некоторой эмоциональной односторонности детей. Данные эти в последующих исследованиях не подтвердились. О. П. Радынова считает необходимым использовать разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку [10]. Только в этом случае процесс восприятия музыки в формировании музыкальной культуры дошкольника будет эффективным.
Что же такое музыкальная культура? Это очень важный вопрос, от решения которого целиком зависит постановка и решение практически всех более частных вопросов вплоть до методических приемов.
Любовь и понимание «музыки во всем богатстве ее форм и жанров.». Это, в сущности музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения нотной грамоты, хотя и предполагает знание этой грамоты.
Музыкальная культура — это музыкальная грамотность, когда «слету, после однократного прослушивания, схватывать самое существенное в сравнительно большом количестве разных сочинений (накопление слухового опыта) и умение глубоко вникать в сравнительно небольшое число наиболее значительных произведений, помногу раз слушая их».
«Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это особое «чувство музыки» отличать в ней хорошее от плохого, это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора его произведений».
Таким образом, восприятие музыки является самым доступным творческим видом деятельности дошкольника, что обеспечивает успешное формирование творческой культуры ребёнка, наряду с которым развиваются все основные психические процессы, необходимые в эффективном осуществлении воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения согласно не только стандарту образования, но и за рамками стандарта. Кроме того, сформированная творческая культура дошкольника обеспечивает естественную психологическую и интеллектуальную адаптацию и преемственность между дошкольными и начальными школьными образовательными компонентами, что является одной из основных задач в воспитательно-образовательном процессе.