Полина Шакирова
Инклюзивное обучение. Интегрированный урок учителя-логопеда и учителя музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное обучение. Интегрированный урок учителя-логопеда и учителя музыки
Тема: Колыбельная песня. Звуки Ф-Фь. Буква Ф.
Цель: Логопедия: знакомство с новыми звуками.
Музыка : знакомство с новым видом музыкального произведения.
Задачи:
Публикация «Инклюзивное обучение, Интегрированный урок учителя-логопеда и учителя музыки» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Логопедия: познакомить детей со звуками Ф — Ф', с нормой артикуляции изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки Ф - Ф' изолированно, в слогах и в словах; закреплять знания о правописании собственных имен; обогащать словарь детей; развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки фонематического анализа, учить работать с деформированным текстом.
Музыка : познакомить детей с новым жанром музыки, с колыбельной песней, её основных признаков; развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувства ритма, развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей.
Тип урока :интегрированный урок (музыка/логопедия)
Оборудование: символы для изображения звуков занятия; карточки со словами; презентации, макет корабля «Фрегат знаний», аудио и видео записи, наглядный материал, инструмент фортепиано.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Учитель-логопед :
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня на уроке с вами буду я Полина Николаевна, логопед и Ирина Александровна учитель музыки.
Беседа по теме занятия.
Давайте посмотри с вами мультфильм и вы узнаете о какой букве мы будем с вами говорить. Постарайтесь запомнить как можно больше слов с этой буквой.
Просмотр мультфильма с тетушкой Совой о букве Ф.
О какой букве мы будем говорить?
Мы будем говорить о букве Ф.
Какие слова вы запомнили с этой буквой?
Филин филиненок фазан флажок…
Что вы можете рассказать о букве Ф?
Буква Ф обозначает два звука Ф и Фь. Звук Ф согласный твердый глухой. Звук Фь согласный мягкий глухой.
Учитель музыки :
А сейчас ребята мы с вами отправляемся в путешествие. А чтобы отправиться в путешествие, что люди берут с собой?
Большие сумки, чемоданы.
А мы с вами возьмем совсем необычный багаж. Это наши знания, которыми мы уже запаслись. А поплывем мы с вами на необычном корабле- это Фрегат знаний. Наш Фрегат знаний должен сделать несколько остановок. Это остановка «Школьная», «Буквенная семья», «Музыкальная азбука». Музыка будет помогать нам в путешествии. Поэтому наша задача пофантазировать, что мы увидим на наших остановках.
Звучит песня Г. Струве «Школьный корабль»
2. Основная часть.
Учитель-логопед :
1. Самомассаж.
Чтобы у нас с вами хватило сил на все наше путешествие нам нужно сделать массаж, который прибавит нам сил и поможет преодолеть все трудности.
1. Ручки растираем и разогреваем
2. И лицо теплом своим мы умываем
3. Грабельки сгребают все плохие мысли
4. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
5. Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки
6. И потом уходим пальцами на щечки.
7. Щечки разминаем, чтобы надувались.
8. Губки разминаем, чтобы улыбались
9. Мы теперь утятки – клювики потянем
10. Разомнем их мягко, не задев ногтями
11. Уголками губ мы щечки поднимаем
12. А потом от носа вниз к губам стекаем
13. Губки пожуем мы
14. Шарики надуем
15. И губами вправо-влево потанцуем
16. Мы язык за губу заворачиваем
17. Кулачком по губе поколачиваем
Теперь мы готовы к путешествию. Чтобы сообщить о нашем приближении надо подать сигнал-гудок.
УУУУУУУУУУУУУ
2 Учитель музыки :
Вот мы и на месте. Первая остановка «Школьная».
Нас встречает песня «Чему учат в школе» В. Шаинского и М. Пляцковского
2. Развитие фонематического слуха.
Учитель-логопед :
Вокруг нас звучит очень много разных звуков. Давайте проверим как вы умеете слушать звуки. Послушайте звуки, слоги и слова, хлопните, если услышите звук Ф или ФЬ.
Звуки: ф фь в р ф фь фь ф н з ж ц вь фь ф
Слоги: фа ва фы фи фё оф фо фе эф
Слова: фары буфет фиалки туфли телефон.
Учитель музыки :
Исполняя песню, мы поняли, что музыка в школе- это не только уроки музыки, переменки, звонки, песни без числа, это еще и друзья! У каждого из вас есть друг, а вы хорошо знаете голос своего друга?
Игра «Угадай, чей голосок»
мы только что убедились в том, что вы прекрасно знаете голоса своих друзей. Ведь каждый голос звучит по-разному, потому что он имеет свою окраску, а как в музыке по другому называется окраска голоса?
Тембр.
Тембр-это окраска голоса или музыкального инструмента.
Вам наверняка запомнились первые задания школьные, которые вы выполняли со своими родителями, чаще всего с мамами. И об этом поется в следующей песне.
Звучит песня «Первое задание».
Для того чтобы написать мысль нужны буквы, из которых складываются слова. Для того чтобы выполнить математическое действие нужны цифры, а чтобы записать музыкальные произведения нужны ноты.
3.
Учитель-логопед :
Надуваем паруса надуваем щеки
Подул ветер дуем трубочкой
Корабль прибыл на следующую остановку гудим уууууууууу
Мы прибыли. Остановка «Буквенная семья».
Что же ждёт нас здесь? буквы
Как называется буквенная семья? Азбука
Звуковой анализ слов.
Нашу букву спрятал Дед Буквоед. Давайте найдем ее и вернем на место. Вставьте букву Ф в слова, назовите получившиеся слова.
*акел *лот *етр *утбол *окус *артук *иалки *инал
Спасибо вам. Вы вернули букву Ф на место и теперь у нас есть правильные слова. Деду Буквоеду с нами не справиться.
Учитель музыки :
А у нас есть песня про то, как перепутались и поссорились буквы.
Звучит песня «Перепутаница»
В каком характере исполняется песня?
А в каком темпе?
А что такое темп?
Темп- это скорость звучания музыки.
Темп в песнях играет большую роль, от него зависит характер песни.
Физминутка.
Учитель-логопед :
Под музыку Веселая зарядка Жирафы
В названии каких животных встретился звук нашего занятия. Жираф
Учитель музыки :
А важен ли темп в следующих песнях?
Дети слушают фрагменты колыбельных песен «Спят усталые игрушки», «Спи моя радость усни»
Как называются эти песни? Как они прозвучали?
Нежно ласково неторопливо певуче Это колыбельные песни.
А что такое колыбельные песни? Зачем поют колыбельные песни?
Колыбельная песня- нежный, ласковый умиротворенный вид музыки. Он привлекал многих композиторов. Так возник новый жанр инструментальной лирической музыки- «колыбельная»
Учитель-логопед :
Чтобы снились хорошие сны, мамы поют нам колыбельные песни. Давайте и мы с вами попробуем спеть небольшую логопедическую песенку и посмотрим как мамы укладывают спать своих малышей.
Музыкальная терапия «Колыбельная ююю»
Учитель музыки :
А сейчас споем всем вам известную песню из мультфильма «Умка» колыбельную Медведицы» Е. Крылатова
Исполнение песни.
Что мы слышим в этой песне?
равномерный ритм покачивающейся колыбельки и тихую спокойную выразительную мелодию песни которую мама поет своему малышу.
Мы узнали с вами много песен, а что такое песня?
Что такое марш?
Что такое танец?
Угадайте что это звучит марш или танец?
Прослушивание «Марш» «Полька»
Учитель-логопед :
Прибываем на последнюю остановку. Даем гудок УУУУУУУУУУ
Вот и Музыкальная остановка.
Учитель музыки :
Стихотворение о скрипичном ключе.
Ключ скрипичный нарисован, можно теперь и в игру «Живой звукоряд поиграть»
Музыку часто сравнивают с кружевом. Из множества нитей сплетают красивые рисунки-узоры. Музыкальное кружево композиторы плетут из множества звуков различной высоты и длительности. Звуки по длительности делятся на долгие и короткие, а по высоте на высокие, средние и низкие.
Учитель-логопед :
Давайте ребята представим себя разными героями и произнесем чистоговорку разными по высоте голосами.
Медведь мальчик комар
Флот плывет к родной земле, Флаг на каждом корабле.
В каких словах встретился нам звук ф?
3. Итог урока.
Ребята а давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке. Ответы будем начинать со слов
Учитель-логопед : Учитель музыки :
Сегодня я узнал… Я научился…
Было интересно… У меня получилось…
Было трудно… Я смог…
Я выпонял задания… Я попробую…
Я понял, что… Меня удивило…
Теперь я могу… Урок дал мне для жизни…
Я почувствовал, что… Мне захотелось…
Я приобрел…