Ольга Бахтина
Опыт работы «Преемственность дошкольного и начального образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей – одна из ведущих задач предшкольной подготовки, которую решают учителя-логопеды и воспитатели. Речь – основа умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная речь ребенка – показатель его умственного развития. Умение детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Публикация «Опыт работы „Преемственность дошкольного и начального образования“» размещена в разделах
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи. Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком этих навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка к школе три одинаково важных и взаимно связанных компонента –общение с ребёнком, игра с ним и его обучение.
Для реализации задачи по развитию речи детей в подготовительной группе был создан проект «Город слов».
Цель проекта: познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Результат проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; формирование у детей интереса к родному языку.
В работе по реализации проекта используются авторские обучающие игры для магнитной доски, ковролина, настольные, словесные игры и игры с использованием программы Power Point.
Дети вместе с родителями рисуют странички словаря «упрямых» слов. В дальнейшем словарь используем в речевых играх с детьми на занятиях. Создаем и пополняем копилку новых слов «Открытая книга».
Игра «Улица слов – соперников» знакомит детей со словами – антонимами, она учит использовать эти слова в речи и превратить рассказ «Хмурый осенний день» в «Ясный осенний день». Дети также учатся находить слова-соперники в пословицах, поговорках, сказках, стихах и загадках о природе. В игре «Площадь слов-родственников» дети учатся подбирать однокоренные слова и по контуру определять вид транспорта, на котором «приехало» слово.
Словарная работа с многозначными словами проводится в игре «Аллея слов - близнецов». В игре «Музыкальные цветы» дети подбирают к музыкальному произведению слова – синонимы: как звучала музыка. В обучающей презентации «Волшебные превращения» представлены игры и упражнения, которые учат детей делить слова на слоги и превращать одни слова в другие.
Для лучшего запоминания последовательности времен года, месяцев и характерных признаков каждого времени года был создан видеоряд «Времена года». Для закрепления названий животных и их детенышей – видеоряд «Мамы и их дети». В своей работе по подготовке детей к школе мы используем кроссворды. Это кроссворды, выполненные с помощью программы Power Point, а также традиционные кроссворды. В одном из кроссвордов ключевым словом является слово - «учитель» и все слова, вписанные в кроссворд – это слова, связанные со школой.
Создание выставок совместной деятельности детей и родителей – часть проекта «Город слов». Дети вместе с родителями составляют рассказы и рисуют рисунки на темы «Моя спортивная семья», «Прогулка по городу», «Любимая сказка» и «Любимые герои прочитанных книг» и др.
Наша традиция к празднику «День матери» – «Дерево пожеланий» - мамы и дети пишут друг другу послания со словами любви и пожеланиями.
В 2014 олимпийском году в нашем саду проводилась интерактивная викторина для детей и родителей. Вопросы викторины связаны со знанием истории олимпийских игр, олимпийских традиций и знанием различных видов спорта.
2017 год – объявлен годом экологии. Педагоги нашей группы создали экологический проект. Дети приняли участие в мини-олимпиаде «Познай-ка». Для подготовки к олимпиаде была создана презентация «Царство животных», которая познакомила детей с удивительным миром животных. Как итог экологического проекта было проведено открытое занятие для родителей – экоринг «Знатоки природы». Две команды детей соревновались, отвечая на вопросы викторины о животных, показали знания экологических знаков и правил поведения в природе, угадывали звуки леса, создали коллаж «Берегите природу!». А в подарок дети получили книги «Что умеют животные».
Театрализованная игра – один из самых эффективных способов развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения и творческих способностей. Один из наших любимых спектаклей по сказке В. Сутеева «Мешок яблок». Дети показывали спектакль своим родителям. У нас было все, как в настоящем театре – афиша, билеты, программка, декорации, костюмы и, конечно, аплодисменты. Мы инсценируем не только сказки, но и рассказы, стихи, песни и басни, ежегодно участвуем в конкурсе «Лучики творчества», конкурсе чтецов. В прошлом году принимали участие в литературной викторине в детском саду № 47.
Дети очень любят игру «Телеканал «Школа», в которой мы берем интервью у будущих первоклассников, т. о. отрабатываем навыки делового общения.
Одна из тем интервью: «Школа твоей мечты? Какая она?» Этим мы поддерживаем интерес и положительный настрой к школьному обучению.
Речь является ведущим средством общения и культуры. Она сопровождает все виды деятельности ребенка, поэтому готовность или неготовность к школьному обучению во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи ребенку предстоит в школе усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом и успешно адаптируется к школьному режиму.