Ольга Якурина
Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
В результате реформирования современного дошкольного образования в вопросах развития потенциальных сил ребенка образовался кризис. Именно поэтому развитие такого качества личности, как исследовательская активность, становится актуальной педагогической задачей. Готовность к деятельности есть сложная динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики ребенка. Сензитивным периодом развития интеллектуальной готовности ребенка, его приобщения к познанию окружающего мира, начальной социализации, исследовательской активности является старший дошкольный возраст. Именно в этом возрасте активизируются самостоятельность мышления, познавательный интерес ребенка к продуктивной деятельности. Качественное обновление образования позволяет вносить в образовательный процесс дошкольных учреждений различные формы исследовательской деятельности, которая дает возможность реализовать развитие субъектной позиции ребенка. По мнению многих ученых (А. Н. Поддьяков, Е. А. Буянова и др.) основы исследовательской активности личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Именно современное дошкольное образование призвано обеспечить самореализацию ребенка, способствовать развитию его исследовательской активности [1].
Публикация «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» размещена в разделах
Процесс формирования исследовательской активности у детей дошкольного возраста является крайне важным, потому что развитие этого качества личности позволяет критически оценивать различные ситуации, адекватно воспринимать объективный мир, подходить творчески и по-новому к решению различных задач. Активность ребенка реализуется в состоянии его готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе оптимальных путей достижения поставленной цели, получении адекватных результатов. Исследовательскую активность ребенка О. В. Киреева понимает как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности [2].
Исследовательская активность определяется как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств. Исследовательская активность дошкольника представляет собой настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности. Исследовательская активность включает в себя мотивационный, исследовательский, содержательный и операциональный компоненты.
Старший дошкольный возраст занимает особое место в периоде детства. К нему можно отнести возраст детей от 5, 5 до 7 лет. По мнению И. В. Шаповаленко, этот возрастной период играет особую роль в личностном, психологическом, творческом развитии ребенка: начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведение. Логическое мышление ребенка в данный возрастной период является важнейшим моментом в процессе познания [3]. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического. Преимуществом этой формы мышления является возможность отражать существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его исследовательскую деятельность. Р. С. Немов подчеркивает, что к старшему дошкольному возрасту нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. В ходе исследовательской деятельности старшие дошкольники получаются реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; у детей происходит обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций для получения новых знаний и исследовательских открытий [4].
Планирование исследовательской деятельности дошкольника должно иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно направленной на потребности и интересы конкретного ребенка. Необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления детей. Исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречия с представлениями детей. По мнению Е. А. Буяновой, поисковая, исследовательская активность при этом будет являться одним из основных механизмов развития в ребенке исследователя, экспериментатора [5].
Анализ литературных источников (О. А. Зыкова, А. В. Хаярова и др.) показал, что метод экспериментирования позволяет детям дошкольного возраста получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Детское экспериментирование активизирует мыслительные процессы, формирует самостоятельность, способность преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата [6;7]. Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию, стимулирует их к получению новых знаний. По нашему мнению, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать собственную модель видения окружающего мира, его предметов и явлений.
Базой исследования явилось МАДОУ «Опытно-экспериментальная работа представляла собой психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Были выдвинуты критерии и уровни сформированности исследовательской активности старших дошкольников. В экспериментальном исследовании были заняты 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Испытуемая группа дошкольников была условно разделена на две: контрольную группу (10 детей) и экспериментальную группу (10 детей).
Целью констатирующего эксперимента было выявить уровни сформированности исследовательской активности у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Результаты диагностического обследования показали, что низкий уровень составил 20% у детей экспериментальной группы и 30% у детей контрольной группы; средний уровень составил 70% в экспериментальной и 60% в контрольной группе; высокий уровень в обеих группах составил 10%.
Формирующим этапом эксперимента было охвачено 10 детей экспериментальной группы. Осуществлялась работа по формированию исследовательской активности у старших дошкольников посредством экспериментирования. Мы предположили, что данный процесс будет более успешным при соблюдении следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; поддержка стремления, активности и интереса детей к исследовательской деятельности в различных формах жизнедеятельности детского сада; создание предметно-развивающей среды экспериментирования; целенаправленное и систематическое включение детей в экспериментирование, побуждение их к самостоятельным экспериментам. Для реализации данных условий проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.
На этапе контрольного эксперимента были заняты дети экспериментальной и контрольной групп. Целью данного этапа было проверить эффективность внесения метода экспериментирования в процесс формирования исследовательской активности старших дошкольников. Результаты контрольного обследования показали, что на 20% сократилось число испытуемых экспериментальной группы, отнесенных к низкому уровню сформированности исследовательской активности; на 10% повысился указанный высокий уровень. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы произошла положительная динамика в проявлении исследовательской активности по всем компонентам. Это проявлялось в выраженном интересе детей к экспериментированию, в освоении исследовательских умений, исследовательском поиске и достижении результата, в желании самостоятельного исследования и познания. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности экспериментирования как средства формирования исследовательской активности старших дошкольников.
Список использованных источников
1. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте / А. Н. Поддьяков. – Дисс. …д-ра психол. наук. – М. : Фак-т психологии МГУ, 2001. – 112 с.
2. Исследовательская деятельность в ДОУ / Т. Гостевская и др. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 37-42
3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.
4. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. –М. : ВЛАДОС, 1995. – 608 с.
5. Буянова, Е. А. Элементарное экспериментирование для детей 5-7 лет / Е. А. Буянова, Т. Дикун // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 1. – С. 68-76
6. Зыкова, О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой / О. А. Зыкова. – М. : Сфера, 2013. – 98 с.
7. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12-16