Юлия Николаевна Румянцева
Опыт работы «Преемственность нравственного воспитания детей на занятиях в МДОУ и ОУ как ключевое требование ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему "Преемственность нравственного воспитания детей на занятиях в МДОУ и ОУ как ключевое требование ФГОС"
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня-разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.
Публикация «Опыт работы „Преемственность нравственного воспитания детей на занятиях в МДОУ и ОУ как ключевое требование ФГОС“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Нравственные ценности детей формируются на основе поведения воспитывающих взрослых. Зачастую поведение самих взрослых «желает быть лучше». Поэтому важно, чтобы ребенка окружали взрослые, которые помогут ему определиться с настоящими ценностями.
Хотелось бы обратиться к нашим слушателям с таким вопросом: Что мы можем отнести к жизненным и нравственным ценностям?
Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт его характера, к тому же известно, что в возрасте 4-6 лет при целенаправленном воспитании закладываются основы моральных качеств личности. Однако отсутствие жизненного опыта, повышенная эмоциональность и необъективность мешают ребенку отличать хорошее от плохого, выбирать правильную манеру поведения и реакцию на складывающуюся ситуацию. Вот почему так важно, чтобы систематически осуществлялось нравственное воспитание в ДОУ.
В связи с этим хотим обратить ваше внимание на решение задач нравственного воспитания в нашем детском саду:
Задачи, которые находятся во главе нравственного воспитания детей дошкольного возраста, это:
- Формирование бережного отношение к природе и всему живому;
Наши воспитанники на практике учатся правильному поведению в природе во время посещения парка.
А так же во время занятий на свежем воздухе учатся видеть прекрасное в природе и выражать свое отношение к ней средствами изобразительной деятельности.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, деревни, городу.
Наши детки ежегодно принимают участие в митингах, посвященных празднованию Дня Победы, что воспитывает в них патриотизм и гордость за свою родину.
Воспитание таких качеств личности как сопереживание, забота о младших и дружба являются неотъемлемой частью нашей работы.
Мы используем различные формы работы с родителями для создания благоприятных условий для деятельности и творчества ребенка в семейном кругу.
-Воспитание уважения к людям старшего возраста
Особое внимание наши воспитатели уделяют отношению детей к людям пожилого возраста. Мы являемся частыми гостями в доме сестринского ухода «Берегиня», который находится на территории нашего поселения. Туда мы привозим не только подарки, изготовленные руками детей и концертные номера, но и просто хорошее настроение для пожилых людей.
-Воспитание уважения к труду.
Начинается оно с малых лет и мы, в свою очередь, его продолжаем. Дети учатся бережно относится как к труду своего узкого окружения, например на занятиях, так и к труду людей разных профессий, будь то продавец, воспитатель или мама.
-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Наши воспитанники знакомятся с культурой и обычаями разных стран и народов, что позволяет уважительно относится к людям разных национальностей не обращая внимания на язык, цвет кожи и стиль одежды.
Формирование нравственных ценностей, которые являются наиболее важным показателем целостности личности, довольно сложная задача. Для решения этой задачи необходимым действенным помощником выступает сказка.
Независимо от пола и возраста сказки имеют большое психологическое значение для детей, поскольку именно они способны ответить на ряд вопросов и проблем возникающих в детских умах. Читая вместе с ребенком сказки, родители и педагоги видят, как просто малыш примеряет на себя роль положительных героев, в то же время четко понимая, что сказка нереальна, но одновременно допуская, что события, происходящие в ней, могут иметь место и в реальной жизни. Благодаря сказкам у малыша развивается тяга к добру и справедливости.
Осуществляя нравственное воспитание в ДОУ, воспитатели используют сказки, с целью развития у детей таких качеств, как сострадание, человечность, вера в добро и справедливость, которые они могут продемонстрировать во время занятий театрализованной деятельностью.
Во время изготовления атрибутов и выбора ролей дети учатся тесно работать в коллективе.
Принимая участие в театрализованной деятельности, дети учатся раскрепощаться, оценивать себя, своих сверстников, а также принимать оценку со стороны зрителей.
Как правило, результатом работы по театрализованной деятельности мы используем итоговые мероприятия, например такие как Масленица.
На территории нашего поселения расположен «КЛАДЕЗЬ» средств нравственного воспитания – МУЗЕЙ-УСАДЬБА Н. К. РЕРИХА.
На протяжении многих лет музей помогает нам в воспитании подрастающего поколения. Учит ценить и создавать прекрасное, помогает окунуться в прошлое и побывать в будущем, знакомит с предметами старины и современного творчества, чем способствует формированию нравственной личности.
Музейной педагогикой мы занимаемся не только в стенах и на территории музея, но и в нашем детском саду. Для этого у нас создан свой мини-музей, в котором собраны экспонаты русской народной культуры, такие как предметы прикладного творчества и быта прошлого. Здесь дети могут окунуться в историю не только визуально, но и тактильно.
Музей и дом сестринского ухода являются не единственными нашими сотрудниками в воспитании подрастающего поколения. Именно поэтому далее мы хотим затронуть такой вопрос, как преемственность деятельности детского сада и начальной школы.
Важнейшее условия эффективности работы по преемственности – это четкое понимание:
1. Целей
2. Задач
3. Содержания осуществления преемственности
Перед вами общие цели и задачи ФГОС ДО:
-Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
-Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
-Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование предпосылок учебной деятельности.
И ФГОС НО:
-Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривающее принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
-Преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального школьного и др. видов образования.
-Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Мы не теряем связь с нашими выпускниками даже тогда, когда они становятся учениками начальной школы: школьники являются частыми гостями на наших мероприятиях и помогают в их организации, а мы в свою очередь отслеживаем их успехи и достижения в стенах школы.
Нам хочется надеется, что ФГОС ДО станет интересным не только нам – педагогам детского сада, но и педагогам начальных классов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!