Папки-передвижки

Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» на уровне начального общего образования

Людмила Белых
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» на уровне начального общего образования
▼ Скачать + Заказать документы

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Палевицкая средняя общеобразовательная школа»

«Пальсашр школа» муниципальнйвелдансьмкуд учреждение

Согласовано

Зам. директора по УВР

Котова О. Н. Утверждено

Директор Прокушева М. В.

Приказ от ___ №___

Рабочая программа учебного предмета

Публикация «Рабочая программа учебного предмета „Математические представления“ на уровне начального общего образования» размещена в разделах

«Математические представления»

на уровне начального общего образования

(1 дополнительный класс)

Срок реализации – 1 год

Рабочая программа составлена учителем начальных классов :

Белых Л. Н.

С. Палевицы.

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для 1 дополнительного класса разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с учётом примерных рабочих программ для 1 дополнительного класса по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, одобренных решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (Протокол №3/17 4 июля 2017 года.).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета :

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи и направления

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Общая характеристика учебного предмета :

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС и умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих и др.

Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т. п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т. е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические

представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. В школьном учебном плане на изучение учебного предмета отведено 2часа в неделю, 33 учебные недели. Всего 66 часов.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т. д.);

- определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша, с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.

«Чувства, желания, взгляды»

- различает эмоции людей на картинках;

- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки. «Социальные навыки»

- учится устанавливать и поддерживать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- принимает новые знания (на начальном уровне);

- отзывается на просьбы о помощи. Биологический уровень

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т. д.)

- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т. д.) Осознает себя в следующих социальных ролях:

- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений; Развитие мотивов учебной деятельности :

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;

- Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или

прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения :

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) :

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов :

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию :

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени :

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца :

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от

начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием

программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Планируемые результаты изучения курса:

Формирование учебного поведения :

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) :

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов :

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию :

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени :

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-

4 мин.

2) от начала до конца :

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание

от начала до конца.

Планируемые результаты коррекционной работы :

- Называет (показывает) конструкцию.

- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого

модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора

- Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая

пирамида).

- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два

предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки —

большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида».

Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию:

Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.

- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)

- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ла-дони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).

- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами : «Розовая башня» (3-5 больших куба, с разноцветными кубиками из строительных наборов (расклады-вает в ряд, строит домик).

- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и

кубиками» и т. п.

- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом

- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру,

- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля», катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если

неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).

– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого. -Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто). -Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мяг-ких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.

- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).

-Переносит с одного места на другое разных предметов.

-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).

- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции) :

принеси мишку, посади его на стул и т. п.

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:

- создавать предпосылки;

- будет иметь возможность;

- создать условия для формирования (чего либо);

- с помощью педагога выполняет действия;

- предоставить возможность;

- сформировать представление (о чем-либо);

- создать условия для формирования представления (о чем-либо).

Предметные результаты освоения программы.

- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества «один» - «много»;

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий;

- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой «1»

Содержание курса состоит из следующих разделов:

- «Количественные представления»

- «Представления о форме»

- «Представления о величине»

- «Пространственные представления»

- «Временные представления»

Основное содержание учебного предмета

№ Раздел Содержание

1 Количественные представления Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много»). Сравнение множеств (без пересчета).

Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Графическое изображение цифры.

2 Представления о форме Различение круглых и некруглых геометрических тел

3 Представления о величине Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Различение по длине однородных и разнородных предметов.

4 Пространственные представления Пространственные представления (верх, низ). Определение месторасположения предметов в пространстве («сверху», «снизу»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»)

5 Временные представления Различение частей суток («день», «вечер», «ночь»).

Тематическое планирование

Наименование разделов, тем Кол-во часов Основные виды учебной деятельности

Временные представления (13часов)

«Части суток» 2 - различает части суток «день», «вечер», «ночь»

- слушает инструкцию педагога и выполняет задание

«День – вечер – ночь» 4

«Режим дня» 3

«Ночной режим» 2

Закрепление по теме:

«Покажи, что ты делал днем, вечером»

«Покажи, что ты делал ночью»

2

Количественные представления (10 часов)

«Знакомство с понятием «один» и «много» 1 - слушает инструкцию педагога и выполняет задание

- узнает цифру «1»

- классифицирует предметы по 1 признаку

«Знакомство с цифрой «1» 1

«Один – много» 1

«Цифра 1» 1

«Много» 1

«Выполнение различных действий: один-много хлопков» 1

«Мои игрушки» 2

«В гостях у лесовичка в лесу» 1

«Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» 1

Представления о величине (11 часов)

«Большой – маленький» 1 - сравнивает предметы по величине

- различает по длине однородные и разнородные предметы

«Длинный – короткий» 1

«Большие и маленькие игрушки» 1

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения» 1

«Я большая, а ты маленький» 1

«Штриховка предметов различной величины : длинная лента, короткая лента» 1

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» 1

«Подбери ленты для кукол» 1

«Постройка башни» 1

«Длинный мост, короткий мост» 1

«Выделение «короткий-длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности» 1

Представления о форме (12 часов)

«Круг» 1 - различает по форме «круг», «Квадрат»

- расскрашивает круг и квадрат не выходя за пластилиновый контур

- штрихует круг и квадрат, используя прием «рука в руке»

- ориентируется в пространстве своей комнаты

- выполняет простейшие инструкции по ориентации на плоскости листа

«Квадрат» 1

«Маленькие и большие квадраты» 2

«Предметы похожие на круг, квадрат» 2

«Раскрашивание круга, квадрата» 2

«Обведение круга, квадрата по контуру» 2

«Штриховка круга, квадрата» 2

Пространственные представления (20 часов)

«Вверху-середина-внизу» 4

«Разложи игрущки по полкам» 2

«Разложи одежду по полкам» 2

«Ориентация на листе бумаги» 2

«Верх – середина» 2

«Середина – низ» 2

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положения частей тела» 3

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве» 3

Описание материально-технического обеспечения.

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т. ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши; -мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Математика» абочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью Содержание. I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. • Введение. • Адресность программы. • Цель и задачи реализации Образовательной.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию доклад на тему преемственности дошкольного и начального образования. Данная презентация рассчитана.

Разделы основной образовательной программы начального общего образования СОШ Разделы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Троицкая СОШ Целевой раздел: 1. пояснительная записка;.

Преемственность дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания Преемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания.

Презентация «Сравнительный анализ ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования» Слайд 1 Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудим вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования Слайд 2 Говоря о возрастной.

Рабочая программа элективного предмета «Психология семейной жизни» для 11 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2» Принято на заседании педагогического совета школы Протокол.

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Кубики Зайцева» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс Раздел 1. Пояснительная записка Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» на уровне начального общего образования
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 20:33
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» на уровне начального общего образования» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Белых (УИ 156786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД