Фолимонова Наталия Владимировна
Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития математических способностей дошкольников посредством дидактических игр с использованием педагогической технологии Л. Г. Петерсон
Задачи:
- Развитие логического мышления и основных мыслительных операций
-Формирование математических способностей и склонностей
- Воспитание усидчивости и целенаправленности
Публикация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому так важно, при подготовке к школе сформировать у ребенка основы математической грамотности.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Основное их назначение - упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками и т. д. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям и открывают новое знание, в процессе этого. Некоторые персонажи сопровождают детей на занятиях на протяжении всего года. Педагог во время занятия, работает на уровне глаз детей. Еще одной особенностью является то, что место начала «игры» и ее завершения обязательно совпадают. Итог занятий педагог подводит сам в младшей и средней группах, начиная со старшей, дети учатся делать выводы, отвечая на вопросы: «Где побывали?», «Кому помогли?», «Какие знания вам пригодились?».
Каждое занятие организуется с учетом системы дидактических принципов деятельностного метода Л. Г. Петерсон :
- принцип психологической комфортности,
- принцип деятельности,
- принцип минимакса,
- принцип целостности,
- принцип вариативности,
- принцип творчества,
- принцип непрерывности.
Все принципы курса соответствуют требованиям ФГОС и нам знакомы.
В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.
С возрастом задания усложняются: выделяется объект или признак, который раньше не встречался.
Реализация преемственности необходима для обеспечения связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех ее проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию. Научившись способам действия в процессе освоения дидактических игр в дошкольном курсе «Игралочка» дети успешно продолжат применять и усложнять эти принципы в начальной школе, в курсе «Учусь учиться».
Все принципы работают на каждом занятии, помогают достижению «взрослой» цели.
Представленные игры:
Дидактическая игра «Выложи по размеру»
Цель: совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз, развивать внимание, мышление.
Ход игры: воспитатель предлагает детям расставить грибочки по размеру, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим и наоборот.
Дидактическая игра с прищепками.
Цель: упражнять в количественном счете, много мало
Ход игры: Воспитатель предлагает закрепить прищепку на уголках елки. С одной стороны, закрепить одну прищепку, с другой две.
Дидактическая игра с геометрическими фигурами.
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры
Ход игры: Найти треугольники красного цвета. Выложить из них рыбку.
Добавить круг.
Дидактическая игра с счетными палочками
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: Предложить построить не желтый домик, сделать красную крышу.