Ольга Мельникова
Преемственность детского сада и начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ранее введенным стандартом начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе. Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Публикация «Преемственность детского сада и начальной школы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями
развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Определение общих принципов преемственности между ступенями образования - обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.
Основанием преемственности между детским садом и школой являются : развитие любознательности; развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности - это умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребё нка соответствующих моментов обучения: отношение к учёбе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебным предметам.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы; обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности-каждого ребёнка.
В задачи дошкольного звена входит : приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками,формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.
В задачи начального школьного звена входит : формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним. Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром. Формирование желания и умения учиться. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности. Совершенствование достижений ребенка, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием –это создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации); создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка; развитие ведущей деятельности каждого периода жизни; формирование психологической готовности к школе, познавательной и учебной мотивации.
Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребёнка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.
Задача детского сада - воспитание и развитие ребёнка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др., а не обучать его простейшим школьным навыкам. Без игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника.
Учителя первых классов проводят уроки с детьми в игровой форме, что способствует успешной адаптации ребёнка к школе.
Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребёнком дошкольного периода, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А так же всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.