Cветлана Крохина
Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей. Опыт работы
▼ Скачать +Заказ
Представление собственного педагогического опыта
Крохиной С. А. ,
воспитателя МДОУ «Детский сад № 99 комбинированного вида»
«Использование дидактических игр
для развития умственных способностей детей».
Я, Крохина Светлана Александровна родилась 21 апреля 1983 г. Образование высшее, окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева в 2014 году по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». Курсы повышения квалификации прошла в 2018 году в ГБУ ДПО «МРИО» г. о. Саранск по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях».
В МДОУ «Детский сад № 99 комбинированного вида» работаю с 2003 года.
Общий трудовой стаж – 20 лет, педагогический стаж – 9 лет, в данной, организации – 17 лет.
Актуальность.
Дидактическая игра – является весьма трудоёмким, многоплановым, педагогическим явлением. Согласно утверждению А. К. Бондаренко, дидактическая игра – это метод обучения посредством игры, а также игровая самостоятельная деятельность, и источник разностороннего воспитания личности детей. Все стороны личности детей формируются посредством игры, в том числе во время игры в психике ребёнка происходят весьма существенные перемены.
Стоит отметить, что именно во время игр дети дошкольного возраста воплощают в жизнь, то, что они видят вокруг себя, в том числе и поведение взрослых.
Большинство хороших качеств у детей формируются в процессе игровой деятельности, готовность и желание учиться, развивается способность познавать всё вокруг.
Для того,чтобы сделать жизнь ребенка наиболее красочной и жизнерадостной, необходима дидактическая игра. Именно по этой причине она является очень важной. Необходимо сказать о том, что в процессе проведения игры, я развиваю у детей активное стремление выполнять любое действие, узнавать, искать, применять старание и находить, наполнять внутренний мир своих воспитанников. Всё это способствует тому, что дети начинают умственно и вообще в целом развиваться. Именно для достижения этой цели применяются дидактические игры.
При помощи дидактических игр решаются разнообразные педагогические задачи, ведь игровая форма является самой доступной для детей.
Дидактические игры создаются для того, чтобы достигать обучающих целей, в этом заключается их ценность. При их применении многие педагоги могут добиться весьма осознанных и прочных знаний, навыков и умений. Детское воображение будит дидактическая игра, а также поднимает настроение детей.
Мои теоретические исследования и практика, которые касаются изучаемого вопроса, подтверждают тот факт, что игровая деятельность, являясь особым видом обучения, соответствует актуальной задаче.
В своих трудах такие авторы как А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский уделяли особое внимание игре, они говорили о том что, дидактическая игра обладает благотворными воспитательными, обучающими и развивающими возможностями и указывали на разработки игр для детей дошкольного возраста. Данная мысль на данный момент является весьма актуальной.
Любая дидактическая игра в первую очередь должна быть полезна для воспитания дошкольников, а также и для их умственного развития.
Стоит отметить, что в дидактической игре должна быть задача, которая должна быть весьма интересной, для того чтобы ее решить от дошкольников требуется умственная нагрузка, а также борьбы с трудными ситуациями. А. С. Макаренко касательно дидактической игры, говорит следующее: «Игра без всякого усилия, игра без наличия активной деятельности – является всегда плохой игрой».
Если дети увлечены игрой, то их умственная деятельность становится более активной и поставленные задачи они выполняют гораздо проще.
Основная идея опыта.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Теоретическая база.
Мне хочется отметить мыслителей, которые изучали игру как действующее средство общения человека с природой – Ж. Ж. Руссо, Аристотель, Платон, и многие другие ученые. Ученые современной эпохи изучали психологию игры и то, как она может воздействовать на дальнейшее развитие человека. Также отмечу, что перед тем как начать работать по данной теме, я рассмотрела труды следующих психологов: А. Н. Леонтьева, Л. С. Выгоского, Д. Б. Эльконина, а в том числе мною были рассмотрены специальные методические рекомендации педагогов и ученых: А. П. Усовой, В. Н. Сенеренко, А. В. Запорожца.
В первую очередь хотелось сказать, о том, что особое внимание в работах данных психологов и педагогов уделяется вопросам, касающимся психологии детей дошкольного возраста, а также в этих трудах можно найти практические рекомендации о том, как развивать интеллект у детей, способы педагогической помощи воплощения познавательной деятельности детей. Педагоги-теоретики А. И. Сорокина, Н. Ф. Губанова, Н. П. Аникеева дидактические игры изучают, как элемент, который в свою очередь помогает детям успешно новые навыки и знания, а в том числе закреплению полученных ранее. На данный момент существует много разнообразных программ в процессе воспитательно-образовательной работы, которые связаны с использованием дидактических игр в данной сфере.
Новизна.
Новизна моей работы с дошкольниками по данной теме в МДОУ «Детский сад № 99 комбинированного вида» заключается в том, что я разработала свою систему работы по использованию дидактических игр для развития умственных способностей детей.
Материалы моего педагогического опыта могут быть использованы при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Технология опыта.
Для того, чтобы добиться лучшего результата в развитии умственных способностей детей при использовании дидактических игр в моей работе использовались: приемы и методы, которые в свою очередь имеют весьма продуктивную особенность (моделирование, логические задачи, проблемные ситуации); соблюдение действий, которые происходят в игре, а также обязательное соблюдение правил; используется такой принцип подготовки игры, данный принцип имеет личностно-ориентированный характер, а в том числе организации по ее проведению.
Многие педагоги стараются познакомить детей дошкольного возраста с разнообразными методами по отражению нашей реальности, все это они делают для того, чтоб у детей объектное представление о мире, а в том числе для развития их интеллектуальных способностей. Благодаря этому дети знают значение всех предметов, слов и т. д., которые они встречают в повседневной жизни. Однако стоит отметить, что данные значения все сосредоточены в структуры. Структура интеллекта определенных субъектов определяется системой знаний, которая в свою очередь является индивидуальной. Для того чтобы развивать умственные способности, нужно чтобы кругозор детей постоянно расширялся, педагоги должны давать знания о закономерностях и связях окружающей атмосферы. Именно познавательные процессы во многом определяют развитие умственных способностей у детей. К данным познавательным процессам относятся: воображение, память, мышление, внимание.
Результативность опыта.
Я считаю, что воспитатели могут решить свои задачи, связанные с развитием, обучением и воспитанием детей при помощи игр. Согласно проведенным наблюдениям можно сделать вывод о том, что дошкольники стали более уверенными в себе, в том числе они стали выносливыми и организованными, это является большим плюсом. Можно отметить, что дети, которые раньше не с кем не общались, начали общаться с другими детьми, стали более открытыми, а также знания, которые они приобрели в результате дидактических игр, они применяют в своей обычной жизни. Дошкольники начинают уважать, слушать друг друга, получать радость от успехов других и брать во внимание другие точки зрения, даже если они не совпадают с их мнением.
Благодаря дидактическим играм образуется особенная атмосфера для того, чтобы успешно реализовывать развитие умственных способностей детей. Хочется сказать о том, что для развития разных интеллектуальных возможностей педагоги в свою очередь должны использовать для этого различные виды игр. Существуют следующие интеллектуальные качества: внимание, память (в первую очередь зрительную); умение находить закономерности и зависимости, систематизировать и классифицировать материал; способность комбинированию. Говоря другими словами, дети должны уметь формировать новые комбинации из фрагментов, которые они имеют, а также деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность за ранее предположить исход собственных действий.
Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли.
Список литературы.
1. Алексеева, М. М. «Речевое развитие дошкольников» / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 159 с.
2. Арушанова, А. Г. «Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 272 с.
3. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду» / А. К. Бондаренко. – М., 1989.
4. Бондаренко, А. К. «Воспитание детей в игре» / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 2002.
5. Венгер, Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» / Л. А. Венгер. – М. : Знания, 1989. – 70 с.
6. Сорокина, А. И. «Дидактические игры в детском саду» / А. И. Сорокина. – М. : Педагогика. – 1982. – 87 с.
7. Удальцова, Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» / Е. И. Удальцова. – Минск, 1998.
8. Швайко, Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума» / Г. С. Швайко. – М., 1998.