Папки-передвижки

Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Ольга Клюшкина
Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта

Клюшкиной Ольги Владимировны,

воспитателя МБДОУ «Детство» структурного подразделения «Плодопитомнический детский сад»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Публикация «Представление педагогического опыта „Развитие мелкой моторики у младших дошкольников“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и всестороннему развитию ребенка в целом.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие реакций многих мышечных групп.

Мелкая моторика —это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин умелость. Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.

Ведущая педагогическая идея опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка, направленной, именно, на развитие мелкой моторики. Чтобы воплотить данную идею необходимо:

-внедрение новых педагогических технологий в работе;

-создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие;

-творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы они с интересом стремились познать многогранность мира;

- каждое занятие должно быть результативным.

Целью педагогического опыта является развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности. В связи с целью сформулированы следующие задачи:

1. Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

2. Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.

3. Формирование тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

С целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста была проведена диагностика обследования мелкой моторики.

Обследование мелкой моторики разделено на три блока:

1. Диагностика произвольной моторики пальцев рук;

2. Диагностика навыков работы с карандашом;

3. Диагностика навыка манипуляции с предметами.

К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка. За каждое правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл. В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

При подсчете результатов необходимо было отметить:

плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;

нарушение темпа выполнения движения (не под счет);

невыполнение;

наличие леворукости.

Результаты диагностики (Приложение №1) на сентябрь показали, что четверо детей из двенадцати показали средний результат, шестеро не справились с заданиями диагностики. В ходе диагностики выяснилось, что у детей наблюдается напряженность, скованность и неуверенность в выполнении движений, плохо развит навык работы с карандашом, а так же не справляется с необходимостью манипулирования мелкими предметами, а кроме того отсутствует интерес к подобной деятельности. В связи с этим возникла необходимость в углубленной работе по данной теме.

В середине года была проведена промежуточная диагностика уровня развития мелкой моторики детей, которая определила положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей данного возраста. Количество детей с высоким уровнем увеличилось. Дети увереннее стали работать с карандашом, плавно, точно, выполняли задания, скованности в движениях не наблюдалось. В конце года результаты диагностики оправдали ожидания. Уровень сформированности мелкой моторики у детей младшего возраста значительно вырос.

Теоретическая база опыта. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н. М. Аксарина, А. С. Галанов, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка.

В XX веке такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, М. Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин).

Проблемой «Развития мелкой моторики рук у дошкольников» и в наше время продолжают, занимаются многие специалисты, разработками которых успешно пользуются педагоги и родители, это Е. Б. Шмелева «Пальчиковые игры», С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольник», Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»,С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук», Т. А. Ткаченко «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Свою работу по данной теме я спланировала в три этапа.

На подготовительном этапе как воспитатель я занималась

изучением литературы по теме;

созданием плана по самообразованию и анализом развивающей предметно пространственной среды в группе;

мониторингом с детьми;

написанием программы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Здравствуйте, пальчики».

На основном этапе:

Поставив перед собой цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе «От рождения до школы» (под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я организовала наиболее приемлемые для решения поставленных задач зоны и уголки в группе. Для результативности работы в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя следующие компоненты:

• зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, всевозможные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое).

• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал для ручного труда, различные инструменты.

• театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

В результате изучения различных авторских методик развития детей и психологических особенностей детей 2-4 лет, была определена стратегия работы по проблеме развития мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности, которую можно обозначить как занятие-игра. Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: фрагменты сказок, игры с элементами театрализации. На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, соблюдался ряд требований:

1. Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.

2. Последовательность: от простого к сложному. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

3. Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Практика работы по данной теме показала, что для эффективности обучения необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: «Какой пальчик сейчас работает? Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. д.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использовались разнообразные приемы работы с детьми на занятиях:

• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

• Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание шнурками, плетение шнурками).

• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

• Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

• Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

• Застегивание пуговиц, молний, крючков.

• Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой.

• Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:

нахождение заданных предметов,

угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал.

- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешек, косточек от фруктов, семечек овощей и фруктов и т. д.

- емкости (стаканчики, ведёрки, формочки для песка) для перебирания, перемешивания, пересыпания различных круп, мозаика (крупная, мелкая);

-бусы и пуговицы разной величины (для нанизывания) ;

- различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки) ;

- пипетки для всасывания воды.

При обучении использовались различные методы:

• Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.

• Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

• Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить работу, под непосредственным руководством,

• Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения.

• Я часто использую игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей, быстрому усвоению материала:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

образовательная деятельность;

совместная деятельность воспитателя с детьми;

индивидуальная работа с детьми;

свободная самостоятельная деятельность самих детей;

работа с родителями.

• Совместная деятельность педагога с детьми : занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.

Образовательная деятельность в режимных моментах: изготовление предметов для игры, украшение предметов для личного пользования.

Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций.

Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Мы строим работу так, чтобы занятия приносили детям радость.

Наряду с традиционными методами работы используются такие, как

аква-гимнастика для пальчиков (нетрадиционный метод развития мелкой моторики). Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В тазик наливаем немного воды, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камешки, ракушки. А дальше, включаем фантазию и воображение. Пальчики «путешествуют» по морскому дну. Для закрепления изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета. Для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Анализ результативности. На заключительном этапе работы, по результатам диагностирования дошкольников были сделаны выводы об эффективности проведенной работы. Практический опыт по теме позволил разработать авторскую программу «Здравствуйте, пальчики!» для детей младшего дошкольного возраста (Приложение 2). Программа явилась итогом всей работы по теме «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» и получил высокую оценку в педагогическом сообществе ДОУ.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Клинические обследования, в ходе стандартных медицинских осмотров, регулярно проводимых в ДОУ и поликлиниках врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, кардиологом и др., не выявляют у группы этих детей грубой патологии. Однако, по наблюдениям педагогов и психологов они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения, что в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в социальной среде. Ведущие педагоги и психологи считают, что важной задачей педагогики в наши дни является обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка. К сожалению, дети 2-4 лет часто болеют при поступлении в детский сад, некоторые из них тяжело привыкают к новым условиям, поэтому не всегда психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка бывает эффективным. Кроме того, в силу своего возраста, некоторые дети при поступлении в дошкольное учреждение не умею говорить, а значит, контакт с воспитателем не всегда получается. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Тогда и речевая активность детей этом возрасте заметно возрастает.

Адресные рекомендации по использованию опыта. Теоретическая значимость педагогического опыта заключается в том, что разработанный и апробированный метод работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» может быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса воспитания детей дошкольного возраста. Материал размещен на сайтах: https://www.maam.ru/users/422100; https://detstvo.nubex.ru/5053/.

Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по аналогичной теме.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога.

Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег, через посещение методических объединений, педагогических советов, открытых занятий, общение и размещение собственных разработок в сетях интернета. Разрабатываю и провожу открытые занятия, конкурсы, праздники, мастер-классы, развлечения.

Наглядное приложение:

1. Мониторинг по определению уровня сформированности мелкой моторики младших дошкольников. (Приложение №1)

2. Авторская программа «Здравствуйте, пальчики» https://www.maam.ru/users/422100; https://detstvo.nubex.ru/5053/. (Приложение№2)

3. Игры и игровые приемы на занятиях (картотека игр) https://www.maam.ru/users/422100; https://detstvo.nubex.ru/5053/. (Приложение №3)

4. Проект «Ладушки - ладошки» https://www.maam.ru/users/422100; https://detstvo.nubex.ru/5053/. (Приложение №4)

5. Консультация для воспитателей и родителей по теме https://www.maam.ru/users/422100; https://detstvo.nubex.ru/5053/. (Приложение №5).

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы, можно прийти к следующему заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Педагогический опыт размещен на сайте : https://www.maam.ru/users/422100; https://detstvo.nubex.ru/5053/.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»Консультация «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

Презентация «Центр сенсорного развития и мелкой моторики у младших дошкольников «Семицветик» Кружковая работа Центр сенсорного развития и развития мелкой моторики у младших дошкольников СЕМИЦВЕТИК Воспитатели : Стригунова Жанна Александровна.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Слайд1 Мастер–класс на тему: «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования» Добрый день,.

Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации (из опыта работы) Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации. (Из опыта работы) На что влияет мелкая моторика, как, и.

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Проект «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики у младших дошкольников Проект «Умные пальчики». Обучая родителей и педагогов, необходимо донести до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют.

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ТНР посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с ОВЗ нарушением зрения В современный век компьютеров и космических технологий, как никогда, ребёнок должен обладать крепким здоровьем. Плохая экология, неправильный.

Развитие речи дошкольников посредством мелкой моторики через разные виды деятельности (из опыта работы) Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Проект «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 14:06
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Клюшкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД