МААМ-картинки

Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности

Татьяна Семенченко
Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА

«ЯСЛИ-САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» Г. ТОРЕЗА»

Представление педагогического опыта

"Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности"

Воспитатель: Семенченко Т. А.

2019-2020 уч. год

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Я, считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Известный американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении, считал, что проектная деятельность – это «энергичная, от всего сердца деятельность».

Проектная деятельность в формировании экологической культуры у детей представляет собой особый вид деятельности – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы. Главное в проектной деятельности то, что проект «не привязан» к программе. Дети свободны в своём творчестве. Работая над проектом, они учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся мыслить. Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям. Одной из таких технологий и является - технология проектной деятельности.

С целью выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания детей, мною было проведено анкетирование родителей дошкольников. Оно показало, что 87 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней.

Поэтому основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки;

- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности, реализацию проектов.

Для реализации данных цели и задач я использовала проектный метод. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась следующих принципов:

• принцип природосообразности, который предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;

• принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;

• принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;

• принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров;

• принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;

• принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми :

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

- интегрированные занятия.

Но главным условием при разработке проекта является учёт региональных и реальных условий и возможностей детского сада.

На первом этапе выбирается тема проекта и ставится цель. Возрастные особенности дошкольников не позволяют ставить перед ними отдалённые задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. Поэтому лучший вариант разрабатывать краткосрочные проекты.

Второй этап – пошаговая разработка проекта.

Третий этап – выполнение проекта – самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательно взаимосвязанные мероприятия.

Четвёртый - презентация проекта, которая может быть представлена различными формами (открытый показ, праздник, выставка и пр.). Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. Педагогический опыт показал, что знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в ходе проекта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 82%; у 89% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 95%- уверены в том, что их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Для организации деятельности детей необходимо приобретать различный демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры, книги, современную методическую литературу. Также поиск необходимого материала в интернет- ресурсах занимает достаточное количество времени. Но эти трудности преодолимы. Накапливая этот материал, я использую его на протяжении всех лет своей работы с детьми, делюсь опытом с педагогами и родителями.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности
Опубликовано: 5 марта 2023 в 19:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семенченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД