Татьяна Семенченко
Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
«ЯСЛИ-САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» Г. ТОРЕЗА»
Представление педагогического опыта
"Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности"
Воспитатель: Семенченко Т. А.
2019-2020 уч. год
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.
Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Я, считаю, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Известный американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении, считал, что проектная деятельность – это «энергичная, от всего сердца деятельность».
Проектная деятельность в формировании экологической культуры у детей представляет собой особый вид деятельности – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы. Главное в проектной деятельности то, что проект «не привязан» к программе. Дети свободны в своём творчестве. Работая над проектом, они учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся мыслить. Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям. Одной из таких технологий и является - технология проектной деятельности.
С целью выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания детей, мною было проведено анкетирование родителей дошкольников. Оно показало, что 87 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней.
Поэтому основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;
- прививать трудовые природоведческие навыки;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности, реализацию проектов.
Для реализации данных цели и задач я использовала проектный метод. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась следующих принципов:
• принцип природосообразности, который предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
• принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
• принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
• принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров;
• принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
• принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.
В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми :
- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;
- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;
- игры экологического содержания;
- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
- чтение литературы природоведческого содержания;
- инсценировки, театрализованные представления;
- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;
- экологические праздники;
- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;
- изготовление поделок из природного и бросового материала;
- интегрированные занятия.
Но главным условием при разработке проекта является учёт региональных и реальных условий и возможностей детского сада.
На первом этапе выбирается тема проекта и ставится цель. Возрастные особенности дошкольников не позволяют ставить перед ними отдалённые задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. Поэтому лучший вариант разрабатывать краткосрочные проекты.
Второй этап – пошаговая разработка проекта.
Третий этап – выполнение проекта – самый интересный для детей и самый ответственный для воспитателя. Этот этап включает в себя последовательно взаимосвязанные мероприятия.
Четвёртый - презентация проекта, которая может быть представлена различными формами (открытый показ, праздник, выставка и пр.). Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. Педагогический опыт показал, что знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в ходе проекта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 82%; у 89% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 95%- уверены в том, что их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Для организации деятельности детей необходимо приобретать различный демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры, книги, современную методическую литературу. Также поиск необходимого материала в интернет- ресурсах занимает достаточное количество времени. Но эти трудности преодолимы. Накапливая этот материал, я использую его на протяжении всех лет своей работы с детьми, делюсь опытом с педагогами и родителями.