Юлия Кияметдинова
Новый подход к ознакомлению старших дошкольников с книгой на основе культурного наследия русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
«Новый подход к ознакомлению старших дошкольников с книгой на основе культурного наследия русского народа"
В своем детском саду я провожу работу с детьми по приобщению детей к русской культуре и ее историческим корням. Считаю данную работу очень актуальной в данный период развития нашей страны, т. к. с течением времени мы старались угнаться за новинками технического прогресса и наладить товарно-денежные отношения путем восприятия насаждаемой чужеродной культуры в ущерб своим исторически сложившимся устоям в России. Поколение молодых людей и их детей практически ничего не знают о становлении и развитии нашей страны, об исконно русских праздниках и традициях, о наших изобретателях и полководцах, и т. д. Таким образом, в сознании многих поколений людей стираются все знания о нашем историческом прошлом, а ведь у государства без прошлого нет будущего.
Публикация «Новый подход к ознакомлению старших дошкольников с книгой на основе культурного наследия русского народа» размещена в разделах
Сейчас нередко книга заменяется телевизором, компьютером, общением в Сети и т. д. Дома уже не принято иметь библиотеки, родители редко дарят и покупают книги своим детям. А ведь совсем недавно еще говорили: «Книга – лучший подарок!». Но нельзя забывать, что развитие интереса и любви к книге формирует у детей их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру, его личностные нравственные качества. Именно книга позволяет усваивать нормы поведения и передает от одного поколения к другому. Поэтому задача педагогов и родителей создать все условия для того, чтобы чтение стало любимым занятием детей. Интерес к чтению можно развивать в любом возрасте, и развит ли он во многом зависит от взрослых.
Как же это можно сделать в детском саду? Во-первых, в группах должны быть оформлены литературные уголки или уголки книги. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.
Литературный уголок в нашей группе небольшой, но уютный, привлекательный, располагающий ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Расположили мы его вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали детей. Дети очень любят слушать сказки, пытаются их воспроизводить сами. Было решено совместить наш уголок книги с центром изодеятельности, что позволяет нам приобщать детей к чтению, знакомству с новыми книгами, используя различные методы и приемы, а также разнообразные материалы для детского художественного творчества.
Детям очень нравится создавать поделки по прочитанным произведениям в стиле оригами. Дети с удовольствием играют с бумажными фигурками, представляя себя капитаном корабля или сказочным персонажем. Это способствует развитию воображения, эмоциональности у детей. В книжном уголке мы выставляем подборку книг, иллюстраций в соответствии с изучаемой лексической темой. Рядом размещаем раскраски и трафареты для рисования, а также пазлы, разнообразные дидактические игры для развития мелкой моторики и логического мышления. Например, в группе изучаем тему «Посуда», значит целесообразно в уголке разместить книги К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр» и обязательно портрет самого писателя, книги по народным промыслам «Золотая Хохлома», «Городецкие узоры», загадки в картинках и т. д. А в центре изодеятельности мы размещаем игры «Дорисуй деталь у посуды», «Четвертый лишний», «Сложи сказку», «Мои любимые сказки», трафареты с народной посудой для вырезывания и раскрашивания, раскраски и задания для штриховки. Это позволяет закрепить изучаемую тему не только во время организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной художественной деятельности детей.
В литературном уголке можно не только рассматривать и читать книги. Дети в нашей группе с удовольствием разыгрывают небольшие сценки с куклами би-ба-бо или используют пальчиковый театр, пересказывая на свой лад разные сказки. В книжном уголке нами проводятся для детей различные викторины по загадкам или сказкам, по любимым прочитанным книгам, по произведениям одного автора. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой. Старшие дошкольники уже сами или с помощью взрослого отбирают и ремонтируют порвавшиеся книги, подклеивают в них странички.
В литературном уголке мы совместно с детьми «издаем книги». Так мы изучали тему о космосе: много беседовали, рассматривали фото о полете Гагарина в космос, знакомились с книгой А. Леонова «Выхожу в космос», знакомились с названием других планет, делали поделки. Детей очень волновал вопрос о роботах на других планетах и в нашей жизни. Тогда детям было предложено творческое задание: нарисовать, какие могут быть роботы, и рассказать немного о них. Получились разные рисунки. Все рассказы о роботах были записаны на листочках и наклеены на рисунки. Затем был подготовлен титульный лист, все работы были скреплены ленточкой, и получилась книга «Какие бывают роботы». Выпуски «книжек-малышек» можно делать во всех возрастных группах. Эта форма работы может служить итоговым мероприятием к теме проекта или изучаемой теме.
Совсем недавно в нашей группе появился уголок народного творчества, где представлены предметы русских народных промыслов России, игрушки, матрешки, писанки. Уголок народного творчества оказался напротив литературного уголка, что способствовало расширению возможностей использования развивающей среды для формирования первичных представлений о культуре родного народа. Наблюдая за детьми, я отметила, что, перейдя в старшую группу, детям очень стала интересна информация о старинных игрушках, обычаях, их внимание привлекли народные песенки. В этом году мы провели осенний праздник в виде ярмарки, где познакомили детей со многими ярмарочными традициями. А недавно возникла мысль рассказать своим воспитанникам о возникновении первых книг на Руси, тем более что ребята уже начали осваивать основы грамоты.
Мной была проведена следующая предварительная работа: разработка конспекта организованной деятельности, подбор фотоматериала и составление презентации «Берестяные грамоты или как мы сказку сочиняли», подготовка природного материала (березовой коры) для демонстрации.
Ознакомление с берестяными грамотами проводила с детьми старшей группы. Результатами проделанной работы считаю следующее:
- у детей выработался устойчивый интерес к русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтения русских народных сказок, былин.
-повышение педагогического профессионализма в вопросах национальной культуры;
-личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость от проделанной работы.
-повышение активности участия родителей в жизни группы.
Думаю, мой опыт работы вас заинтересовал и сможет пригодиться в дальней шей деятельности при работе с детьми.
Большое спасибо за внимание!