Соня
Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года-2016»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы на конкурсе воспитатель года 2016 г.
3 марта текущего года на базе нашего МБДОУ будет проходить второй очный тур районного конкурса воспитатель года 2016 г., на котором все участники должны представить свой опыт работы. Предлагаю Вам познакомиться с моим обобщенным опытом работы, который я подготовила на второй очный тур конкурса.
Публикация «Представление опыта работы на конкурсе „Воспитатель года-2016“» размещена в разделах
Здравствуйте уважаемые члены жюри! Позвольте мне, Катясь Елизавете Александровне, воспитателю МБДОУ «Зеленогорский детский сад» представить Вашему вниманию опыт работы на тему: «Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста».
Актуальность выбранной мной темы можно обосновать тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность. Они необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Целью моего опыта работы является формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста. В связи с целью мной были поставлены следующие задачи:
1. Формировать представления о частях суток.
2. Дать представление о временах года: весне, лете, осени и зиме.
3. Познакомить детей с временными понятиями «вчера - сегодня - завтра».
4. Формировать временные представления «раньше - позже - сначала - потом».
Для достижения поставленных задач применяла следующие методы обучения и воспитания:
Практический метод (суть его заключается в организации практической деятельности детей).
Наглядные методы (рассматривание детьми сюжетных картин, иллюстраций, фотографий).
Словесные методы (объяснение, беседы и вопросы к детям).
В опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
В работе с детьми использовала такие формы работы как:
Непосредственно-образовательная деятельность.
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
КВН, викторины (проводятся с целью повышения и закрепления знаний у детей о частях суток и временах года).
Проектная деятельность (способствует достижению дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым, практическим результатом).
Праздники, развлечения.
Наблюдения. Дают возможность в комплексе решать задачи умственного, эмоционального и речевого развития, способствуют накоплению у детей представлений о времени.
Работа с тематическими картинками. В отличие от реального времени с картинками можно произвольно манипулировать: выкладывать, рассматривать, сравнивать, группировать и т. д.
Работа с моделями и календарем. Это своеобразный способ материализации времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Цель – помочь детям легче усвоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы времени.
Игры и упражнения. Для закрепления у детей различных представлений о времени и знаний, полученных детьми в непосредственно-образовательной деятельности, используются дидактические, подвижные игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, пальчиковые гимнастики.
Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию представлений о времени.
1. День и ночь. Закреплять знания детей о частях суток.
2. Части суток. Упражнять детей в различении суток.
3. Времена года. Закреплять представления у детей о временах года.
4. Когда это бывает? Совершенствовать знания детей о временах года, их характерных признаках.
5. Вчера - сегодня - завтра. Упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
6. Наш день. Совершенствовать знания детей о частях суток, их характерных признаках.
7. Продолжай! Закреплять знания детей о последовательности частей суток и времён года
8. Назови пропущенное слово. Упражнять детей в активном запоминании последовательности временных отрезков
9. Когда это бывает? Уточнить представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.
10. «Сутки стройся», «Год стройся». Совершенствовать знания детей в чередовании последовательности временных отрезков «сутки» и «год»
В работе с родителями использовала следующие формы работы:
Родительские собрания.
Анкетирование.
Консультации.
Советы и рекомендации.
По результатам диагностики Урунтаевой уровень представлений детей о частях суток и временах года повысился, что видно из данной диаграммы. В результате проведенной работы с детьми среднего дошкольного возраста сформировались такие временные понятия как сутки, времена года, вчера - сегодня - завтра, раньше - позже - сначала - потом. Проведённое повторное исследование показало, что уровень усвоения временных понятий у детей значительно повысился. Можно отметить результативность проведенной мной работы по формированию временных понятий у детей среднего дошкольного возраста.
Литература:
1. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. Ковалец Илона Владимировна.
2. Непомнящая. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста
3. Точные сказки: Формирование временных представлений. Шорыгина Т. А.
4. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Рихтерман Т. Д.
5. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников.
Спасибо за внимание!