татьяна куликова
Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Опыт работы
Куликова Татьяна Николаевна,
воспитатель муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6
Углич.
2016г.
Оглавление
Введение. 3
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Глава 1. Теоретические основы процесса развития диалогических умений младшего дошкольного возраста. 5
1.1 Характеристика диалогических умений детей младшего дошкольного возраста. 5
1.2. Методы и приемы развития диалогических умений. 5
1.3. Обзор театрализованных форм организации общения 7
Глава 2. Создание условий для развития диалогической речи средствами театрализованной деятельности. 9
Заключение 10
Библиографический список 11
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».
К. Д. Ушинский.
Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Связная речь (диалогическая и монологическая)- это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Согласно исследованиям, Л. С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Именно формирование функций диалогической речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетической. Лексикой, грамматическим строем. Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников, в недрах которой зарождается связная речь. Из вышесказанного можно сделать вывод, что формировать диалогические умения детей нужно с младшего дошкольного возраста.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных в теории и практике воспитания в детском учреждении, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
В дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию речи детей. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях
В связи с этим темой работы является «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Перед собой в работе я поставила цель: формировать диалогическую речь у детей 3-5 лет средствами театрализованной деятельности. Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце;
-Создать картотеку игр, направленных на развитие речи детей 3-5 лет;
- Разработать перспективное планирование по театрализованной деятельности, направленное на развитие диалогических умений детей младшего дошкольного возраста;
- Создать информационное поле для родителей по данной теме;
- Апробировать планирование на практике;
Практическая значимость работы: перспективное планирование, картотека театрализованных игр, конспекты совместных мероприятий детей и родителей могут быть использованы в работе дошкольных учреждений.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития диалогических умений младшего дошкольного возраста.
1.1 Характеристика диалогических умений детей младшего дошкольного возраста.
О. С. Ушакова считает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. О. С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог, по мнению автора, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В период от двух до трех лет у ребенка резко увеличивается словарный запас, доходя до 1000 и более слов. Заметно развивается коммуникативная функция речи, ребенок часто обращается к окружающим с вопросами. Понимание речи переходит на качественно другой уровень – ребенок легко понимает смысл небольшого текста. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении.
1.2. Методы и приемы развития диалогических умений.
Для формирования диалогических умений исследователи выделяют следующие методы и приемы:
-Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.
-Приём словесных поручений. Воспитатель поручает ребенку спросить у взрослых о чем – либо, затем просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
-Чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
-Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие) : «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры - инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Игры - инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
В качестве основной формы обучения диалогу младших дошкольников (3-4 лет) была выбран метод игры-инсценировки и игры – драматизации. Т. к. именно театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
1.3. Обзор театрализованных форм организации общения
Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Следующий этап - отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета, достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру.
Третий этап - приобщение детей к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах».
Четвёртый этап - у детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Режиссерские игры - пятый этап, по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
— единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
— насыщения этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
— наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
— совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было.
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»).
Таким образом, приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков.
Глава 2 Создание условий для развития диалогической речи средствами театрализованной деятельности.
После изучения психолого-педагогической литературы по данной теме, требований к предметно-развивающей среде в соответствии с ФГОС, мной были выявлены следующие проблемы:
Диагностика детей младшей группы в начале учебного года на предмет сформированности связной речи показала, что в основном развитие диалогической речи находится на низком и среднем уровне (50% и 40 %, и лишь 10% воспитанников имеют высокий уровень развития. Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей с целью выявить, как родители общаются и что предпринимают дома для развития речи детей
Проанализировав результаты анкетирования, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем научатся сами говорить и все усвоят в процессе взросления. Из этого сделала вывод: недостаточно информации для родителей по данной теме. Представила консультации для родителей: «Речевая среда и дети». «Поиграем в сказку», «Домашний кукольный театр : как и зачем?» и др. Также провела родительские собрания. (Приложение 1)
Следующей проблемой было создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС. Активное участие в изготовлении атрибутов приняли родители воспитанников. Так был создан «Цент театрализованной деятельности», который включает в себя несколько видов театров, различные декорации, костюмы и маски. (Приложение 2)
Чтобы реализовать главную цель и решить поставленные задачи, разработала и опробовала на практике в режимных моментах перспективный план по развитию диалогической речи средствами театрализованной деятельности (Приложение 3, создала картотеку театрализованных игр на развитие диалогической речи (Приложение 4, подобрала игры на развитие артикуляции и дикции, мелкой моторики (Приложение 5, составила конспекты развлечений по данной теме (Приложение 6).
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Диалогическая речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализованную игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы, использована в непосредственно-образовательной деятельности, праздниках и развлечениях. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя развитие выразительности речи, развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Диагностика воспитанников на конец учебного года показала следующие результаты: высокий уровень развития диалоговой речи – 15%, средний – 55%, низкий – 30%.
Таким образом, цель моей работы на этом этапе достигнута, поставленные задачи выполнены. Из этого следует вывод, что данная тема актуальна, работа по ней имеет результаты, и ее следует продолжать.
Библиографический список:
1. Акулова О. А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.- №4. - С. 36-46.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. : кн. для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1991-127 с. ,ил.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя / А. К. Бондаренко, А. И Матусик. - М. : Просвещение, 2003. - 192 с.
5. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозайка – Синтез, 2016. - 368с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2009. - 352с.
7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М. : Мозаика – Синтез, 2008. - 128 с.
8. Зимина И. А. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2005.- №4.- С. 54-74.
9. Колдина Д. Н. Игровые задания с детьми 3-4 л. – М. : Т. Ц. Сфера, 2010. – 112с.
10. Колмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр. – Волгоград: Учитель,2014.- 247 с.
11. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности / под ред. А. А. Леонтьева. - М. : Просвещение, 2004. - 148 с.
12. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
13. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду : Сб. науч. трудов/Ред. Ф. А. Сохин. - М. : АПН СССР, 2007. - 120 с.
15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детских садов. - М. : Просвещение, 2002. - 280 с.
14. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.