Ольга Теш
Из опыта работы «Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей составлению творческих рассказов. Процесс обучения придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у дошколят навыков монологической речи, развития интеллектуальной активности и образного мышления.
Результативность данного вида образовательной деятельности напрямую зависит от предварительной работы, проведенной с детьми накануне занятия.
Поэтому прежде, чем приступать к занятию по придумыванию необходимо:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• четко сформулировать основную цель занятия (расширение кругозора, развитие речи, памяти, закрепление знаний, обогащение словарного запаса или развитие фантазии, воображения, образного мышления). Основная цель в последствие будет определять средства и методы работы.
• обговорить с детьми жанр будущих произведений (дети должны четко понимать, чем отличается рассказ от сказки);
• обеспечить детей необходимым объемом знаний об объекте придумывания (что или кто это, какой он, какими качествами и чертами обладает, чем отличается от других, его предназначение, среда обитания и т. д.);
• привести детям несколько примеров возможного хода событий, а также дать возможность коллективного составления сказки или рассказа по заданной теме;
• приготовить необходимое материальное и методическое сопровождение занятия (карточки-подсказки, наводящие вопросы, картинки по теме, памятки и т. д.).
В зависимости от целей, занятия могут проходить по следующим схемам:
1. Последовательное рассказывание по плану: кто, с кем, что сделали, чем закончилось. При таком рассказывании ребенку можно задавать наводящие вопросы, формирующие логику его изложения.
2. Рассказывание по плану, с использованием карточек – подсказок, например, составление рассказа о празднике елки:
1 карточка – нарисована елка (о каком празднике будет идти речь);
2 карточка – ребенок в костюме петрушки (во что были одеты дети группы);
3 карточка пустая (поле для творчества – ребенок рассказывает, что пожелает о празднике);
4 карточка – подарочная упаковка (здесь ребенок должен сказать, чем праздник кончился);
5 карточка – улыбка, нахмуренные брови (описание эмоций после праздника).
3. Придумывание с постановкой проблемной ситуации. Детям представляется наглядность, которая становится завязкой для будущего сюжета (машинка стоит, а рядом с ней упавшая пирамидка; 2 куклы наклонились, друг к другу будто шепчутся; перышко, повисшее на ниточке и т. д.).
4. Придумывание на основе имеющегося сюжета. Сюда относят придумывание продолжения рассказа или сказки, начало которых предварительно читается несколько раз, а потом закрепляется наводящими вопросами. Или же сочинение иного финала для хорошо известных произведений (например, «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.).
5. Описательное повествование по картине или иллюстрации. Здесь стоит детально обсудить с детьми «изображаемое», обговорить несколько возможных вариантов предлагаемых обстоятельств (почему на картине девочка плачет, что за человек рядом с ней и т,д., проговорить то, на что нужно обратить особое внимание, а так же определить последовательность изложения.
6. Соединение сюжетов. Предполагает возможность включать в повествование героев из разных сказок, а так же выдуманных самим ребенком персонажей, помещать их в новые обстоятельства, соединять и переделывать знакомые финалы.
7. Введение фантастических элементов в реалистический сюжет. Это занятие уникально тем, что оно подразумевает переход из одного жанра в другой.
8. Придумывание загадок. Возможно только в том случае, если у ребенка накоплено достаточно знаний об описываемом объекте и проведена работа по раскрытию образных, символических понятий.
В заключение хотелось бы сказать о том, что дошкольники проявляют большой интерес к сочинительству, с удовольствием включаются в процесс, осмысленно воспринимают придуманное. Однако, отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей. Поэтому так важно систематически проводить работу в данном направлении.