Жебрак Елена Сергеевна
Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы для педагогов
Тема: «Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста»
МОУ гимназия № 20 г. Люберцы, Московская Область;
Подготовила и провела: Воспитатель: Жебрак Елена Сергеевна
Цель: Освоение и последующее активное применение технологий создания мультфильмов в практической деятельности педагогов ДОУ
Задачи:
Показать актуальность работы над мультфильмом для всестороннего развития детей;
Публикация «Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Познакомить с технологиями создания мультфильма;
Развивать творческую активность педагогов.
Материалы: ватман, цветные карандаши и краски, (ЛЕГО-конструктор, фотоаппарат или телефон, штатив.
Тема представления моего опыта работы – «Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста».
Как вы думаете, Ваши дети любят мультфильмы?
Почему все дети любят мультфильмы?
Создание мультфильма – увлекательный и интересный процесс. Просмотр
Фильмов завораживает и захватывает ребенка. Мультфильмы красочные.
Слово мультипликация - (от лат. multiplicatio — означает умножение, размножение)—технические приемы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров, сменяющих друг друга с некоторой частотой.
Анимация (лат. animatio — одушевлённость) — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах
движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает
впечатление движения существа или предмета.
Мы проживаем с Вами в мире современных цифровых технологий, где информацию дети подчеркивают уже не только из семьи, друзей, улицы или образовательных учреждений, но и от окружающих их множества мультимедийных факторов. Эти факторы могут быть как целенаправленные так и нецеленаправленные.
К главным нецеленаправленным факторам относится мультипликация.
Как и сказки, и рассказы, которые часто им рассказывают, они учат детей отличать вымысел от реальности, ценить честность и добро, бороться со злом, учат ориентироваться в сложных ситуациях.
Во-первых, просмотр мультфильмов развивает фантазию ребёнка. С помощью воображения, маленькие дети познают окружающий мир. Сюжеты, которые переживают персонажи, чем-то схожи с жизнью. Ребёнок учится переживать и воспринимать различные ситуации, отождествляя себя с мультяшными персонажами.
Во-вторых, каждый мультфильм несёт в себе то или иное значение, смысл, разрешение различных ситуаций.
А что если мультипликацию сделать целенаправленным фактором? В таком случае мультипликация становиться в образовательном процессе –новым универсальным многогранным способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
Все мы в детстве верили в то, что мультяшные герои абсолютно реальные и что они живут в нашем домашнем телевизоре. И только со временем узнавали, что мультфильмы делают художники-мультипликаторы, но как делают мультфильмы, и что такое мультипликация до конца было не понятно.
Главная педагогическая ценность мультипликации, как вида современного искусства, заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.
Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка. Ведь создание мультфильма – это многогранный интересный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.
При поверхностном знакомстве, анимация мне показалась простым занятием, но на самом деле это оказалось достаточно сложной работой, а её удачный
исход, помимо всего прочего, зависит от хорошего воображения и незаурядной фантазии.
Свой первый проект по созданию мультфильма с детьми я провела с воспитанниками старшей группы (участие в конкурсе «Маленький гений» в мире профессий).
Сегодня я бы хотела поделиться своим опытом по созданию мультфильмов.
Но, для начала
алгоритм действий по созданию мультфильма.
Алгоритм действия при создании мультфильма следующий :
Съемочный процесс включает:
придумывание и обсуждение сюжета;
создание персонажей и декораций;
съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий);
монтаж.
Первый этап - подготовительный.
На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои – неживые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор, художник, оператор, актер, композитор. Знакомились с различными техниками создания мультипликации
Мультфильм может быть выполнен в различных техниках :
Перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются)– хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);
предметная анимация ( используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т. п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.
Техники могут быть смешанными.
Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.
Знакомились со сложностью создания.
Самые простые мультфильмы, например, раскрутка и вертушка, создают зрительную иллюзию движения неподвижных предметов
Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами, идея — сценарий (Работа с детьми : придумали сюжет в мире профессий, обговорили героев)
Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей (Работа с детьми : нарисовали и вырезали из бумаги героев мультфильма).
Подготовка декораций и фона. Нарисовали на ватмане (Работа с детьми : с использование красок кистями и валиками для рисования)
Этап разработки сюжета, персонажей и декораций.
На данном, достаточно длительном этапе, дети с моей помощью продумали сюжет, мы обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сюжет. Мультфильм решили сделать аппликационный.
Этап съемки и озвучивания мультфильма
Установка декораций на площадке для съемки.
Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.
Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.
Во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.
Не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось).
В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.
Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе, не удаляя и не приближая изображение.
Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются).
Чем больше кадров в секунду, тем более плавные движения персонажей получаются; при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий (у нас было намного меньше, ведь мы только учимся).
Другими словами представленные движения героев (схемы) являются раскадровкой. Теперь главный секрет съемки – это техника перекладки : передвигаем каждого героя на минимальное расстояние. (эффект движение героев) Наши герои оживают.
Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
Из технического оснащения нам понадобится только телефон, штатив и ноутбук с программой видео-редактора.
Так, создав всех персонажей, зафиксировав декорации – у нас получилась передвижная мультипликационная студия. И началась работа с детьми, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки.
При всей простоте этой техники, детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки на минимальное расстояние, убирать руки из кадра.
Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре. (Если сюжет мультфильма предусматривает разговор, реплики и т. п.).
При необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов).
можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя.).
В моем случаи герои не говорили озвучка мультфильма не предусматривалось сценарием.
Музыкальное сопровождение (выбор музыкального произведения, это может как песня так и просто музыка передающая сюжетную линию мультфильма, титры (в моем случаи написали и наложили на фон).
Монтаж. Все части мультфильма монтировались с использованием специальной программы
Данный этап был проведен без участия детей, однако они могли наблюдать загрузку сделанных ими фотографий в специальную программу.
Результаты работ просматриваются на совместном «киносеансе» с детьми.
Уважаемые коллеги!
Полагаю, что результат, который мы сейчас увидели, тот маленький мультфильм, который мы с детьми сделали своими руками, не оставил никого равнодушным!
Каждый получил тот заряд положительной энергии, который может дать удовлетворение результатом своей работы. Так и дети. Увидев свой мультфильм, они становятся уверенными в своих силах, они готовы к новой работе, к постижению новых творческих вершин.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогатить словарный запас детей, развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов, развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов, воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.
В процессе создания мультфильмов дети старшего дошкольного возраста получают определенные знания, умения и навыки:
Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.
Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.
Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности
Занимаясь со своими детьми созданием мультфильмов, я могу с уверенностью сказать, что она может выступать эффективным средством комплексного развития детей дошкольного возраста. Уже сейчас видно, что создание мультфильмов способствовало развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи. У детей обогатился словарный запас, расширились представления о предметах и объектах окружающего мира, явлениях общественной жизни, происходит развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. А также формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
Спасибо за внимание!